Критика и самокритика всегда была для коммунистов нелегким делом. Сегодня и не может быть иначе, хотя бы потому, что для многих наших коммунистов их коммунизм есть как раз способ быть вне досягаемости всякой критики.
"Отчего вы культивируете невежество в базовых вопросах марксизма?" - "Потому что мы не гегельянцы, не троцкситы и не берштейнианцы".
"Отчего ваши тектсы так тяжело читать, а ваша агитпродукция может распропагандировать только слепого?" - "Вы навязваете нам буржуазные подходы к работе".
"Отчего график у вас не соблюдается и ни одно серьезное дело вы не можете как следует довести до конца?" - "Работа в коммунистической организации должна быть построена на принципах добровольности и творческой свободы".
"Отчего все вопросы у вас решаются единоличным директивным указанием руководства?" - "Вы клевещете на нас, у нас демократический централизм".
"Каков лично ваш профессиональный вклад в развитие левого движения?" - "Я коммунист, поэтому я лучше других. Я самосовершенствуюсь и этого вполне довольно".
В сталинское время, однако, как видим, эту проблему не только осознавали, но и пытались ее решить. Впрочем, как показал ход истории, не сказать, чтобы успешно.
Может быть и вы сталкивались с подобным отношением к критике?
Правда №30 за 1950-ый год:
Сама жизнь ежедневно и ежечасно показывает нам, как широко развитая, смелая, принципиальная, деловая критика и самокритика содействует устранению различных недостатков и ускоряет наше движение на пути к коммунизму. Прошедшие в Ворошиловградской области отчетно-выборные партийные собрания показали усиление критики и самокритики и большинстве партийных организаций. Коммунисты по-деловому критиковали недостатки и намечали пути их устранения.
Партийный комитет и вся партийная организация Ворошиловградского паровозостроительного завода работали в истекшем году несравненно лучше, чем в предыдущие годы. План выпуска паровозов выполнен досрочно. Все обязательства в социалистическом соревнования перевыполнены. Предприятие шестнадцать месяцев подряд держит переходящее Красное знамя Совета Министров СССР. На заводе немало сделано для улучшения быта трудящихся. Оживилась партийно-организационная, партийно-политическая и культурно-просветительная работа. Сеть партийного и комсомольского просвещения увеличилась почти вдвое.
Но не такова природа большевиков, чтобы довольствоваться достигнутым. На отчетно-выборных партийных собраниях механосборочного, тендерно-механического и ряда других цехов коммунисты говорили о том, что надо идти дальше, сделать свои цехи цехами коллективной стахановской работы, цехами отличного качества. Исходя из решений цеховых партийных организаций, партийный комитет внес на обсуждение заводской партийной конференции предложение сделать завод целиком стахановским. Партийная конференция поддержав это предложение, вскрыла серьезные, мешающие осуществлению этой задачи недостатки в деятельности парткома, завкома и администрации завода и подсказала, как их преодолеть.
Партийная организация шахты №18 «Рау» треста «Кадиевуголь» накопила большой опыт политической работы в массах. Под ее руководством шахтеры перевыполнили план добычи угля и дали сверх годового плана тысячи тонн топлива. Однако на отчетно-выборном собрании коммунисты говорили не об этом, а главным образом о недочетах в деятельности партбюро и шахтоуправления, о больших неиспользованных резервах дальнейшего увеличения добычи угля.
Коммунисты тт. Машкевич, Забияка, Башканов и другие отмечали, что высокопроизводительные машины используются на шахте плохо, а партийное бюро и секретарь парторганизации тов. Чередниченко мирились с этим. Коммунисты критиковали партбюро за то, что много занимаясь текущими хозяйственными делами, оно мало интересовалось перспективными вопросами развития шахты. На отчетно-выборном партийном собрании завода имени Пархоменко коммунисты критиковали дирекцию завода и партбюро за то, что они уделяют мало внимания бытовым нуждам рабочих, благоустройству заводской территории.
Директор завода тов. Котляров и бюро партийной организации по-большевистски отнеслись к критике и приняли меры к устранению недочетов. На заводе построено общежитие на 400 человек. Рабочих обеспечили на зиму топливом, овощами. Завод очищен от хлама, асфальтирован и освещен.
К сожалению, еще находятся и такие руководящие работники, которые рассматривают критику не как постоянный метод большевистского воспитания партийных масс и всех трудящихся, а как явление временное, скоропреходящее. Они относятся к критике по форме благосклонно, а по существу игнорируют её. На собраниях они обещают улучшить дело, устранить недостатки, а затем «забывают» о своих обязанностях и продолжают работать по старинке.
Рабочие шахты №9 треста «Свердловуголь» не раз критиковали хозяйственных и партийных руководителей шахты за невнимание к быту трудящихся. Секретарь партийной организации тов. Дмитриев и начальник шахты тов. Гуков признавали эту критику правильной, а мер к устранению недостатков не принимали. Оставляя критику безрезультатной, признавая ее только на словах, такие руководители не способствуют, как требует партия, развитию критики и самокритики, а ослабляют ее действие, заглушают её. Работником такого типа является и секретарь Лисичанского райкома партии тов.
Овчаренко. Делегаты состоявшейся в декабре 1948 года районной партийной конференции подвергли суровой критике порочный стиль и методы его работы. Они указывали, что он не опирается на первичные партийные организации, редко бывает в них, не помогает секретарем и членам бюро первичных организаций. Тогда же тов. Овчаренко заверил делегатов, что новый состав райкома учтет эту критику и примет меры к улучшению руководства первичными партийными организациями.
Проверка, произведенная обкомом партии, показала, что бюро Лисичанского райкома и тов. Овчаренко никаких выводов из критики не сделали. Райком партии, как и прежде, неудовлетворительно руководит первичными организациями, слабо реагирует на серьезные недостатки о их работе.
Подобное барское, пренебрежительное отношение к критике наблюдается и у некоторых других партийных работников.
Секретаря парторганизации шахты «Кременная-Восточная» треста «Лисичанск-уголь» тов. Шенявского коммунисты неоднократно критиковали за запущенность внутрипартийной работы, неудовлетворительную постановку дела партийного просвещения, плохой контроль хозяйственной деятельности администрации шахты.
Тов. Шенявский никаких выводов из критики не делал. И коммунисты на отчетно- выборном собрании не избрали тов. Шенявского в партбюро.
Отчетно-выборные партийные собрания и конференции показали, что там, где критика прямо или косвенно зажимается, где руководители игнорируют или болезненно реагируют на нее, там неизбежно создается атмосфера затхлости, самоуспокоенности, появляется самодовольство работников. А это неизменно приводит к провалам на том или ином участке работы, к провалам и самих работников.
Отчетно-выборные партийные собрания подвергли острой критике недостатки в деятельности партийных, советских, хозяйственных и других органов, вскрыли большие резервы, которыми область располагает для дальнейшего улучшения работы промышленности, транспорта и сельского хозяйства.
Учесть все критические замечания коммунистов, разработать меры к устранению недостатков и ошибок, неуклонно претворять в жизнь все ценные предложения, высказанные на собраниях - неотложная задача каждой партийной организации.