40 лет лицемерия

Jan 18, 2019 15:29

В 2018 году Китай отметил 40-ю годовщину политики “реформ и открытости”. Политику правящей партии, начавшуюся в далеком 1978 году с подачи Дэн Сяопина, современные китайские борзописцы, да и большинство китайского руководства КПК называют никак иначе, как “великой революцией” [1], которая изменила судьбу не только китайской нации, но и всего мира [1.1]. По всей видимости, в «социалистическом» Китае стали забывать значение слова «революция».



Эта политическая индифферентность также ведет свою историю от Дэн Сяопина - знаменита на весь мир поговорка: не важно, какого кот цвета - черный он или белый - хорош тот кот, который ловит мышей. Эта народная мудрость прекрасно применима в быту, но когда речь идет о политике и экономике классового общества - а именно такое общество существует сегодня на планете Земля - в классовом обществе никогда нельзя забывать о том, в чьих интересах ловит мышей этот кот: в интересах своих хозяев из государственного аппарата, в своих собственных или же в интересах всего трудового народа. Проблема существования в КНР социализма с китайской спецификой сводится, таким образом, к простому вопросу: есть ли что праздновать сегодня большинству китайских трудящихся?

С одной стороны, несомненно есть: за 40 лет реформ аграрный Китай, прозябавший в середине прошлого века на задворках мировой экономики, превратился в индустриальную сверхдержаву, мастерскую мира, роль которой в прежние столетия поочередно играли Великобритания, а потом и США.

Но, с другой стороны, вторая по размеру ВВП экономика мира (США - $19 трлн. - 1 место; Китай - $12 трлн. - 2 место; Япония - $4,8 трлн. - 3 место) [2] является молодым империалистическим хищником, набравшим огромный экономический, военный и политический вес: Китай занимает лидирующие позиции по вывозу капитала в другие страны, сфера интересов китайских финансовых монополий охватывает весь мир - от Африки и Средней Азии до Латинской Америки и самих США. Китайский кот превратился сегодня в одного из крупнейших капиталистических тигров - и все эти 40 лет корм для него поставляли сотни миллионов китайских трудящихся - и именно эта паразитическая надстройка, выросшая на китайском экономическом базисе, есть главный именинник на нынешнем юбилее. С гнильцой получается этот праздник, сродни российскому Дню согласия и примирения. Но попробуем хоть как-то оценить эту гниль в цифрах.

По подсчетам журнала Forbes в Китае в 2017 году проживало 319 долларовых миллиардеров [3]. Однако китайский аналог Forbes - издательство института Hurun еще в 2015 году официально заявило, что число миллиардеров в КНР достигло 596 человек против 537 в США [4]. Если же брать в расчет “Большой Китай”, включающий помимо собственно КНР Гонконг и Макао, входящие в нее на правах специальных автономий, а также не забывать про отколовшийся Тайвань, то их число за 2017 год достигнет 715 человек. Ситуация скорректировалась в 2018 году, когда в результате падения китайской фондовой биржи на фоне замедления роста экономики и торговой войны с США из списка выбыли сразу 456 человек [5], чье состояние превышало 2 миллиарда юаней (290 миллионов долларов).

Несмотря на грандиозное преображение Китая (развитие промышленности и инфраструктуры, рост доходов населения, падения уровня бедности) в стране растет социальное неравенство. Коэффициент Джини в Китае - наиболее широко используемый показатель расслоения общества - вырос с 0,3 в начале 1980-х до почти 0,5 в 2010 [6] (0 означает абсолютное равенство, 1 - абсолютное неравенство). Среди 25 наиболее населенных стран мира, для которых Всемирный банк измеряет коэффициент Джини, только у ЮАР и Бразилии он выше, чем у Китая [7]. Так действительный, осязаемый прогресс китайской экономики проявляется при капитализме двояким образом, обнаруживая главный источник, из которого черпают свои миллиарды китайские толстосумы: китайский народ. «Богатые становятся еще богаче, а бедные - еще беднее. Не нужно никаких исследований, чтобы знать это» [8].

Не гнушается китайский финансовый капитал и эксплуатации чужой рабочей силы. В 2017 году прямые инвестиции Китая во внешнюю экономику составили 158,3 млрд долларов США [9], - таким образом социалистический Китай есть сегодня третье крупнейшее государство-рантье, а ведь появление именно таких государств и есть реальное выражение загнивания капитализма. Но процветают и другие формы вывоза капитала. Например, китайская локомотивостроительная корпорация (CRRC), ведущий мировой поставщик оборудования для железнодорожного транспорта, за три года после основания (2015 год) «улучшила инфраструктуру и создала рабочие места в более чем 100 странах и районах мира» [10]. И надо понимать, что государственная (более 55% акций) [11] корпорация здесь заинтересована не столько в получении непосредственной прибыли, сколько в прокладывании маршрута к будущим сверхдоходам, развивая инфраструктуру именно в тех странах, где в скором времени будет работать китайский капитал.

От государственных компаний не отстают и частные. В 2018 году в общей сложности 28 китайских частных корпораций вошли в список 500 крупнейших мировых компаний по версии журнала "Форчун", тогда как в 2010 году в нем числилась лишь одна такая компания [12]. Всего же по рейтингу Forbes в списке “2000 самых крупных компаний мира” за 2018 год китайских - 233 (всех видов), американских - 569, российских - 25 [13]. И если даже российские капиталисты находят «излишки» для прибыльного вывоза капитала за границу, то чего уж говорить о более насыщенном капиталом Китае?

Перетекание китайского капитала за пределы страны нисколько не отменяет действия внешних инвестиций в экономику Поднебесной.

«За определенный отрезок времени Китай выдвинул ряд мер по дальнейшему открытию своей экономики, включая расширение доступа к рынкам, защиту законных прав и интересов иностранных инвесторов, значительное снижение тарифов на импорт автомобилей и активное расширение импорта, а также увеличение числа зон свободной торговли от одной до 12» [14].

По данным Министерства коммерции приток прямых иностранных инвестиций в Китай оставался в основном стабильным за первые 11 месяцев нынешнего года: за это время в стране были созданы 54 703 новых предприятия с иностранным участием, что на 77,5 % больше, чем годом ранее. Реальный объем притока иностранных инвестиций в январе-ноябре, выраженный в юанях сократился на 1,3%, достигнув 793,3 млрд. юаней, в то же время увеличившись в долларовом выражении на 1,1%, составив $121,3 млрд.

«Развитие китайской экономики в фундаментальном плане осталось стабильным и позитивным по итогам первых 11 месяцев 2018 года. ВВП страны показал рост на 6,7% за первые три квартала, что выше намеченного правительством целевого показателя на год - 6,5%» [15].

Вместе с тем, отмечается снижение темпов роста экономики КНР. По мнению руководства КПК, китайская экономика переходит от высоких темпов роста к высококачественному развитию, в глубоководную зону. Однако пока относительный экономический прирост Китая в два раза превышает среднемировой (3,7% ВВП), у правящей партии остается запас для экономического маневра, а значит остается место и для политической схоластики о социализме с китайской спецификой, о развитии марксистской науки Дэн Сяопином и Си Цзиньпином. В одном из своих выступлений Си Цзиньпин отметил, что «все низколежащие плоды собраны, остались твердые кости» [16]. Но способен ли капитализм с китайской спецификой переваривать кости? По мере врастания в капиталистическую экономику, по мере исчерпания внутренних резервов Китай неизбежно будет все более и более развиваться по законам современного капитализма, а это значит грядущие кризисы перепроизводства, снижение нормы прибыли и дальнейшее замедление темпов роста. Что будет с индустриальным Китаем, когда темпы роста ВВП опустятся до среднемировых и ниже? Что ждет в этом случае простых китайских рабочих?

За прошедшие шесть лет в Китае было создано более 70 млн. новых рабочих мест: это больше численности населения Великобритании или Франции. Количество жителей со средним уровнем дохода увеличилось до 400 млн. человек, сформировавших крупнейший потребительский рынок в мире. Но при всем при этом, согласно проведенному исследованию Государственного статистического управления, уровень безработицы в городских районах в ноябре 2018 года составил 4,8 % [17]. При самой грубой оценке это даст нам около 17,5 млн. городских безработных - при том, что лишь половина населения Китая живет в городах. Опыт коммунистического строительства в СССР доказал, что при диктатуре пролетариата и планомерном расширенном воспроизводстве безработица ликвидируется в кратчайшие сроки, но социализм с китайской спецификой не решил эту задачу за 40 лет.

Часто политику “реформ и открытости” сравнивают с НЭПом. Забывают при этом, что НЭП был свернут коммунистической партией СССР в течение одного десятилетия. Спустя 40 лет китайского НЭПа совсем не надуманным выглядит вопрос: а собираются ли вообще хозяева китайских финансовых монополий, инкорпорированные сегодня в КПК, сворачивать китайский НЭП?

Однако, нужно сказать пару слов и о социальной политике.

«За 40 лет Китай избавил от бедности 740 млн. человек и добился уменьшения доли бедного населения на 94,4 процентного пункта. Китай создал крупнейшую в мире систему социального обеспечения, в которой базисной пенсией по старости охвачены свыше 900 млн. человек, медицинским страхованием - более 1,3 млрд. Человек» [18].

Не будем останавливаться на том, почему у социалистической страны, второй в мире по ВВП 5,6% населения (около 40 млн. чел) остаются за чертой бедности и почему полмиллиарда человек в Китае не охвачены базисной пенсией. Скажем лишь, что руководство КПК считает 40-летнюю практику реформ и открытости «совершенно верной» [19], а значит, никаких разворотов в политико-экономическом курсе Китая сегодня ожидать не приходится: конечно, если свое веское слово не выскажут недовольные «великим пробуждением Партии» [20] (пробуждением, прямо скажем, буржуазным) трудящиеся массы.

КПК сегодня напоминает КПСС, которая в свое время прикрывалась научными достижениями СССР и материальными подачками трудящимся, затушевывая перестройку экономики на буржуазный лад. Так и руководство Поднебесной, осуществляя основной курс Партии “одна страна - две системы”, сознательно выбрала капиталистический путь развития и тактику обмана масс с помощью социалистических лозунгов.

В этом смысле путь реставрации капитализма, избранный Дэн Сяопином под руководством КПК, в самом деле спас Китай от “верной гибели”, которую неизбежно повлекло бы стихийное контрреволюционное развитие по советскому образцу. Контрреволюция в Китае произошла без колоссальных общественных потрясений и сегодня Китай - крупнейшая империалистическая держава в мире, что ни в коей мере не снимает ее капиталистических противоречий. Империализм же знает единственный способ их отсрочить - это война, а значит, что вслед за торговыми войнами неизбежно последуют самые обыкновенные. Свою открытость миру Китай неизбежно будет насаждать огнем и мечем, - и самое прискорбное, что делать это он будет под знаменем “коммунизма”.

К.Поляков

Примечания:

[1] См. http://russian.people.com.cn/n3/2018/1218/c31521-9529788.html
“Реформы и открытость - это великое пробуждение нашей Партии.
Проведение политики реформ и открытости - это великая революция в истории развития китайского народа и нации”.

[1.1] См. http://russian.people.com.cn/n3/2018/1219/c31521-9529836.html
“Китай провел во вторник торжественное собрание по случаю 40-й годовщины проведения политики реформ и открытости - великой революции, которая изменила судьбу китайской нации, а также оказала влияние на весь мир”

[2] См. http://global-finances.ru/vvp-stran-mira-2017/

[3] См. https://thinktanks.by/publication/2017/05/12/forbes-sostavil-top-10-stran-po-kolichestvu-prozhivayuschih-v-nih-milliarderov.html

[4] См. https://www.rbc.ru/business/15/10/2015/561fa1f19a7947fb43faa086

[5] См. https://prodengi.kz/lenta/v-kitae-rezko-sokratilos-chislo-dollarovyh-millionerov/

[6] См. https://nv.ua/world/countries/40-let-s-nachala-reform-den-sjaopina-9-hrafikov-o-tom-kak-izmenilsja-kitaj-2490314.html

[7] См. http://russian.people.com.cn/31518/8098644.html

[8] См. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/01/14/624048-kitai-neravenstvu-dohodov

[9] См. http://russian.news.cn/2018-12/18/c_137682815.htm

[10] См. http://russian.news.cn/2018-12/18/c_137683059.htm

[11] См. https://en.wikipedia.org/wiki/CRRC#Subsidiaries

[12] См. http://russian.news.cn/2018-12/18/c_137683059.htm

[13] См. https://www.rotfront.su/liberalnyj-globalizm-ili-globalny/

[14] См. http://russian.news.cn/2018-12/18/c_137683059.htm

[15] См. http://russian.people.com.cn/n3/2018/1217/c31518-9529213.html

[16] См. http://russian.news.cn/2018-12/18/c_137683059.htm

[17] См. http://russian.people.com.cn/n3/2018/1215/c31518-9528839.html

[18] См. http://russian.people.com.cn/n3/2018/1219/c31521-9529836.html

[19] См. http://russian.people.com.cn/n3/2018/1218/c31521-9529788.html

[20] См. http://russian.people.com.cn/n3/2018/1218/c31521-9529788.html

социализм, Поляков, идеология, Китай, январь 2019, экономика

Previous post Next post
Up