Это - о российской политике.
Она определяется простым набором ограничений:
- военная машина немного отлажена и гарантировано лучше/могущественнее, чем у большей части соседей (тут много деталей - соотношение по обычным вооружениям с Китаем, по кормежке с финнами и т.п. Но суть понятна: "Вторжение в Россию" - самоубийство);
- чиновники-бизнес не преведены к тому уровню дисциплины, когда на них можно опираться в серьезном деле;
- экономика завязана на глобальные процессы, на поставки комплектующих - автаркией и не пахнет;
- вокруг - частичный бедлам, частичный порядок, но периодически "открываются окна возможностей".
Увидел, пришел, взял.
Кто-то скажет, что это тактика шакала или гиены. Аргументом против этого выступает традиционная российская фишка - ускоренное развитие занятых территорий. "Российские оккупанты врывались в кишлаки, и оставляли после себя больницы, школы, водопроводы".
Но проблема, которая неизбежно возникает перед государством - это уровень и сроки вмешательства.
Чем с большими основаниями юридически чужая система считается своей - тем меньше возможностей изображать из себя "мудрую обезьяну" и смотреть на схватку двух тигров. Там погибаю свои люди. На эту тему появилось уже очень много рассуждений имперцев, коммунистов и т.п.
Если же окна возможностей есть, но не используются по причине собственной неготовности (трусость, слабость) - возникает образ премудрого пескаря, которые все свои шансы пропустил, прячась в норке. Такими премудрыми пескарями хотят быть многие люди - только по отношению к военным шансам, а бизнес - совсем другое дело.
Проблема тут не только в морали - она носит системный характер. За каждой линией поведения государства - стоят люди. Тысячи активистов, политические группировки. А еще направления развития бизнеса и просто деньги. Стоит внутриполитическое равновесие. Государство на первый взгляд не может одновременно реализовывать две стратегии, как певец не поет одновременно басом и дискантом.
Как же проскочить между капельками?
- экономически/политически воздействовать на оппонента;
- вести войну "непонятно какими людьми, похожими на реконструкторов". Способ, между прочим, очень старый (хотя бы "индейцы", которые атаковали английские силы в самом начале война за независимость США);
- приобрести местные союзные силы, которым можно подбрасывать оружия, вообще материальной части, оставаясь в пределах бизнес-решений;
- грамотно ввязываться или НЕ ввязываться в войну, ювелирно выбирая время. Тут почти никогда не выходит коллективного решения. "- Товарищ Сталин, там же одни азербайджанцы? - А Азербайджан сможет объявить войну США?" - это про уход советских частей с территории Ирана. И для таких фокусов нужен непросто политический авторитет высшего ранга - нужно чтобы этот политический авторитет был в здравом уме и трезвой памяти;
- широко использовать индивидуальный террор, "снятие с доски" неугодных местных лидеров (- А что с Патрисом Лумумбой? - Он умер.)
Что видим в ситуации 14-го года на Украине?
Россия использует почти весь спектр решений. Не убили, конечно, Ляшко с Аваковым, но так их убийство будет политической ошибкой. Насчет днепропетровских банкиров могут быть вопросы, но и они пока живы-здоровы.
С остальными мерами воздействия идет постепенный разгон.
Если ситуация будет стабильно-военной, и фронт продолжит кушать людей - можно ожидать военных кораблей Абхазии в Азовском море. С них вполне могут сойти десантники - штурмовать Мариуполь.
Однако тонкость - тонкость немного в другом.
Когда английские джентльмены в Сити планировали обработку очередной территории (18-19-й века) - там для них своих не было, там имелись бизнес-интересы. Но и Стрелков, и реально действующие люди "Русского міра" дерутся именно за своих - бизнес там вторичен. Стрелков - реконкистадор в самом прямом значении этого слова (себя он, вероятно, видит именно таким). Объявление "Донецк оставлен" в российских газетах и объявление "Суматра потеряна" в английских - принципиально разные вещи. И оказывают принципиально разно влияние на общество.
Спекулянты - никогда не начнут реконкисту. А люди, которые начали - чужды оптимальных бизнес-решений.
Посмотрим, какую линию поведения выберут "за стеной".