Sep 20, 2008 21:02
Дело не в черепках, патине или пыли. Дело в понимании безвозвратности утраты духа времени. Люди занимались какими-то своими пробелемами, решали локальные задачи, но теперь всё это ушло, совсем ушло, и с высот сегодняшнего дня нам просто не рассмотреть многих деталей.
Думаете, в музей сходил? Нет. Смотрю советский фильм "Мышеловка" по Агате Кристи. Между прочим, фильм посвящен памяти Басова.
При чем тут это? Почти все советские постановки о Западе были плодом противостояния. Причем не всегда стандартного, типа "режиссер против цензуры". Каждый, кто ставил, пытался показать своё понимание той жизни. Кто-то ею искренне восхищался и любая цензура была ему просто помехой. Кто-то добросоветсно выполнял заказ государстыва и старался показать всю мерзость капитализма. Другие, уже не воспринимая советскую пропадагду, все равно не доверяли тому обществу и демонстрировали взвешенность суждений.
Но абсолютно все пытались редуцировать, упростить тамошние, забугорные реалии до разрешенных к прокату эпизодов. Так сказать, решали проблему культурного фильтра. И вот на эти-то усилия сейчас смотреть интереснее всего. "Шерифы", "детективы", "аристократы", "политики" - вроде всё правильное, не всамделишнее.
Не то, чтобы многие местные жители (и я в их числе) так досконально теперь знали всё о западе. Всякого бреда в головах и сейчас хватает. Но заслонки-то упали, и поток тамошней продукции быстренько пролился на мозги. "Осовеченые" образы сравниваются не с реальными шерифами, а с образами из голливудских фильмов, подогнанными под критерии реализма и редкие документальные ленты.
И вот это-то сравнение "как видели" и "как стали видеть" и дает ощущение античности.
Прошедшая эпоха. Так больше не будет никогда.