Click to view
Анатомия одного из самых трагических дней.
Коротко:
- качество (лучшие моторы, самолеты и летчики) набрать не могли, потому ринулись в количество, и на 41-й год - десятки тысяч условно готовых летчиков, инструкторов и учащихся на курсах. /и тут фокус - можно произносить традиционное "числом поболе, ценою подешевле", но докладчик рассказывает, что в Японии сделали ставку на качество подготовки пилотов, и к 43-му у них кадры просто закончились. Сделать себе и количество, и качество смогли только Штаты/;
- аналогичная проблема с зенитной артиллерией - все в процессе формирования, все сырое;
- Рейх проходил те же процессы в 35-38 гг., Союз опаздывал;
- не успели с постройкой аэродромов на новых территориях - потому очень значительная часть самолетов базировалась в глубоком тылу. Кроме того, много самолетов приходилось держать в Закавказье и на Дальнем Востоке - и быстрый маневр не всегда был возможен (доходило до перевозки самолетов в разобранном виде по железной дороге);
- тонкий момент: западной фронт Первой мировой - был куда более авиационным, чем восточный. Оттого в Германии после войны большое количество пилотов, которые стали костяком новых ВВС. А в Союзе этого костяка просто не было - и тут даже на репрессии кивать не имеет смысла, надо просто взять количество самолетов в РИ на 1917-й...
- немцы проводили высотную аэрофотосъемку, разведали по расположению аэродромов практически всё. Были подготовлены специальные малокалиберные бомбы с подвесами - позволяли засыпать аэродромы "горохом", уничтожая самолеты;
- ночная директива и утренние стоп-приказы по РККА, которые до обеда вызывали дикую перестраховку в войсках (аналогичную гадость наблюдаем в США, в декабре 41-го - и не только на Гаваях, но и на Филиппинах. Не говоря уже про британский Сингапур);
- авиация подчинена командованию фронтом, потом с полудня 22-го почти прекращается противодействие немецкой авиации, а все усилия направляются на бомбежку наступающих колонн - на решение сугубо наземных задач;
- там, где ответные действия предпринимались - довольно много получалось. Даже единичный налет на аэродром в Восточной Пруссии - привел к тому, что немцы задействовали истребительную авиацию для охраны своих аэродромов, а не выкашивали советскую.