"Город Тьмы и Дождя" И. Николаев

Jun 13, 2017 14:33

Увы, тот случай, когда детали и антураж задавили персонажей, сюжет, да и саму идею прихлопнули медным тазом.

Посылка неплоха: реалистичное попаданчество в реалистичном советском киберпанке.
Четверо "менеджеров среднего звена" проваливаются на машине в параллельную реальность. Троих сразу убивают, четвертого практически калечат. Но подновляют подходящими деталями и выпинывают на улицу.
В мире, где после "третьей мировой" Союз медленно приходит в себя, бешено развивая электронику, роботехнику и одновременно превращаясь из социалистического государства в набор картелей-дзайбацу - такой вот менеджер не может рассказать ничего полезного. Его планшет и мобильник на три порядка интереснее.
Словом - оказался он в самом низу пищевой пирамиды, чуть на органы не пустили. Теперь шаг за шагом идёт к вершинам, матереет и мужает...

Но. Как бы автор не пытался подражать "Морскому волку" и прочим крутым вещам - герой у него пуст.
Нет внутренней речи, нет локальных мечтаний, нет каких-то надежд, промежуточных целей, не формируются вкусы, не вырабатываются предпочтения. Ван-Вейден понемногу рос на "Призраке", и каждую ступеньку приходилось соизмерять с багажом культуры, с предыдущим жизненным опытом.
А тут человек не просто попадает в положение шестеренки - он будто отказывает от себя - от всего прежнего. Оптом и в розницу.

Сюжетные повороты, увы, приходится объяснять слишком подробно. Чтобы не превращать повествование в справочник - автор начинает рубить хронологию на мелкие части, постоянно отсылать читателя к флэш-бекам, к вставкам из недавнего прошлого. Из-за чего сильно проседает связность и последовательность сюжета. Возникает то самое мерзкое ощущение плохой литературы: на любое коленце сюжета, которое читателю не внушает доверия, придется прочитать развернутое объяснение - автору будто кажется, что он все железно обосновал, а читателю - что он идиот, и как в сюжет не верит, так и объяснений не очень понимает.
Тут хороший пример "лоли" - три девушки-киллера, "воспитание" которых связано с внушительными медицинскими расходами. В условиях наплыва беженцев, наличия неплохой микроэлектроники и общего креатива - что получаем? Киллер - это одноразовый контрацептив для сношения со смертью заказанного человека. Одноразовый - ключевое слово. Чтобы оправдать подобные вложения в убийцу, нужны какие-то уж совсем специальные обстоятельства, вроде воспитания боевых дуэтов ребенок-собака из "Все способные держать оружие" Лазарчука.

Но.
Что просто чудесно в книге - это работа по созданию альтернативной линии развития электроники и ручного оружия. Прям чувствуется, что куча разработчиков испарилась, а остальным приходят в голову немного другие идеи. Отлично выписан жаргон. Хорошо смотрится сама альтернативка: точка ветвления, основные события, новый уклад жизни, "построение социализма с китайской российской спецификой".
Работа инженера и архивариуса тут куда лучше работы писателя.

Литература

Previous post Next post
Up