Ворошиловский стрелок

Jun 09, 2011 01:22

Шибко авторитетная Википедия, рассказывая о возникновении термина Ворошиловский стрелок, называет эту историю популяризованной легендой. Деду, тогда курсанту Владивостокской пехотной школы имени Коминтерна, однако, посчастливилось при этом присутствовать лично.

Ночью после стрельбы (имеется в виду инспекция курсантов по стрельбе), меня вызвали к начальнику учебного отдела школы Успенскому, старому офицеру, участнику войны с Японией в 1904-1905 годах. Тот сказал мне, что я назначаюсь в помощь Наркомкоенмору, который будет завтра проводить стрельбы высшего командного состава ОКДВА на Барановском полигоне. Мне нужно было прибыть туда в 9 часам с запасом затыкашек, которые уже подготовили оружейники. Затыкашки - это колышки, которыми в то время затыкали пробоины в мишенях. В мое распоряжение выделялась

двуколка, а за повозного кучера я мог взять любого из курсантов моего взвода. Выбор мой пал на курсанта Ефима Коваленко. Выехали мы затемно - не дай бог опоздать! - хотя до места стрельб было не более 10 километров.
Когда приехал Нарком я доложил ему о прибытии, то есть собирался доложить, да Нарком не дал, сразу же подав руку. А потом объяснил мне, что после того, как он осмотрит очередную мишень и подсчитает очки, я должен заткнуть пробоины. Не стесняйся, будь поближе ко мне, помогай подсчитывать, - ободрял он меня.
Началась стрельба. Пока стреляли Ворошилов вызнал у меня: кто я, где родители, сколько мне лет, сколько учился и т.д...
Ворошилов был очень простым в обращении... Иногда слишком. А с ромбачами - носившими в петлицах по одному, два, три ромба - общался ну точно так, как наш курсовой командир с нами - курсантами. Но наш Худоногов не называл нас на ты, а Ворошилов обращался запросто, не чурался и матов. И стрелявшие большие начальники вели себя иногда - ей богу! - точнехонько как и мы, курсанты... Так же оправдывались, когда кто плохо стрельнул. Запомнился мне заместитель В.К.Блюхера по авиации Савицкий, у него было в петлицах два ромба, который плохо стрельнул и стал оправдываться: Товарищ Нарком, наган плохо пристрелян! Ворошилов взял у авиатора наган и выстрелил семь патронов в новую мишень - стреляли по мишени №5, дистанция 25 метров... И выбил рекордное количество очков! Я хорошо помню расположение пробоин: большая часть в середине мишени, часть - немного вправо-вверх.
Конечно, авиатор получил выговор сильнейший, да еще с этим... самым вдобавок. Мишень, в которую стрелял Нарком, сняли, а через день ее поместили в армейской газете Тревога с призывом: Стреляйте так, как стреляет Нарком Ворошилов. Потом эта мишель воспроизвелась в Красной Звезде, политработники стали проводить работу около этого факта, отличные стрелки стали называться ворошиловскими стрелками, появился значек...
Из воспоминаний ветерана ВОВ, гвардии полковника Рогова Констанина Ивановича Будни боевые.

ps. Что интересно, Википедия утверждает что стрельбы проходили в 1932 году, в дневниках деда напечатано - 1930. Забыл? Опечатался? Или - прав?

иногда, хорошо, немного

Previous post Next post
Up