#10путевых. На стройке второй очереди метро

Oct 31, 2023 07:00

"Правда", 1 ноября 1936 год(№ 302)

Под улицами Москвы

В глубине земли, под улицами и зданиями столицы, круглые сутки идёт напряжённая работа. Тысячи людей прокладывают дорогу в непокорных недрах. Под землёй работают гигантские щиты, проложены узкоколейки, по ним носятся целые поезда вагонеток. Под Москвой полным ходом идёт строительство второй очереди метро.
Жители столицы не ощущают огромной подземной деятельности. Почти всюду работы ведутся закрытым способом, шахты расположены в переулках, в глухих дворах и неприметны для прохожих.
А вход в шахту номер 61 скрыт от глаз прохожих. Нужно пройти в калитку одного из дворов на Земляном Валу, пересечь первый двор, миновать внутренние ворота, и только тогда глазам откроется территория шахты.
Просторная клеть опускается вниз на глубину 40 м. Подземелье залито ровным светом сотен электрических ламп. Под площадью Курского вокзала лихорадочными темпами строится конечная станция Покровского радиуса метро. Могучий щит готовит место для будущего перрона. Проходчики атакуют целину пластов, откатчики нагружают породой вагонетки, подвозят на тележке чугунные тюбинги.
Исполинская стальная рука подхватывает тюбинг , легко подымает его вверх и бережно укладывает на стены или потолок свода. Люди, одетые в серые ватники, свинчивают новый тюбинг с установленными раньше, и механическая рука опускается за новой тонной чугунной чешуи тоннеля. Подземный путь заковывается в сплошное металлическое кольцо, которому не страшны обвалы, сотрясения, течи.
Метро строится, конечно, не отдельными участками. Работы ведутся сразу по всем радиусам. Путь от Курского вокзала до площади Революции уже можно проделать под землёй, не выходя на поверхность. Не весь путь ещё одинаков, кое-где приходится идти согнувшись по штольням.
На строительстве первой очереди метро работало два щита - один английский, второй - советской конструкции. Сейчас их 32, все построены на отечественных заводах. В тоннелях стало чисто и... менее людно. Два года назад на строительстве метро работали 75 тысяч человек, сейчас только 35тысяч.
А ведь размах строительство сейчас больше! Протяжённость линий первой очереди метро составляла 11,9 км, ныне строится 14,9 км. Это общая, так сказать, линейная, длина трассы. Не каждая линия состоит из двух путей, и почти на всём протяжении подземных магистралей для каждого пути прокладывается отдельный тоннель. Таким образом, получается, что для метро второй очереди нужно проложить 26.390 м. 6000 м тоннеля уже построено.
Трасса второй очереди метро разбита на три радиуса: Покровский , Горьковский, Арбатский. Подземные пути соединят Курский вокзал с центром города, а центр с Киевскими вокзалом и посёлком Сокол. Первым вступит в строй Арбатский радиус. Строители обещают закончить его к VIII Чрезвычайному съезду Советов.
Под площадью Киевского вокзала заканчивается сооружение подземной станции. Несколько дней назад отсюда вывезен последний кубометр земли. На смену проходчикам и землекопам пришли монтажники, укладчики, каменщики. Всюду лежат мраморные плиты. Стены уже скованны разноцветными мраморными панцирями.


Статья в газете:


#жилабылаосень, транспорт, #10путевых, Правда, история, 1936 год

Previous post Next post
Up