Далёкое - близкое. Всесоюзная лесопилка

May 03, 2023 07:00

Ссылки на корреспонденцию В.Ворыгина, моего деда, "Всесоюзная лесопилка", не раз встречала в статьях по истории Архангельска. В ней описан Архангельск 1935 года в сравнении его с дореволюционным состоянием.
А я решила сравнить Архангельск 1935 года с нынешним.
Итак: население в 1935 году 250 тыс, сегодня - 301 тыс. В общем за такой срок рост не такой значительный, как можно было бы ожидать. Однако, если посмотреть данные в динамике, то наибольшее значение этой величины было в 1991 году, 420 тыс.
В 1935 году в городе было 22 завода. Сейчас - 7700 только частных предприятий, из них 2200 крупных и средних. А так же крупнейшие предприятия лесоперерабатывающей, рыбоперерабатывающей, судоремонтной промышленности.
Из порта в 1935 году было отгружено 2 млн тонн, сейчас более 5 млн тонн.
Интересная ситуация с трамваями, существовавшими ранее. Сегодня в городе ликвидированы и трамвай, и троллейбус. В городе существует 31 автобусный маршрут с примерно 350 автобусами.
Сегодня в Архангельске 57 школ. А в 1935 была сотня начальных и средних школ. Я думаю, это связано поглощение начальных школ средними. Но есть школы с номерами 77 и 87. Это говорит, что число школ сокращалось, по-видимому с сокращением населения в 21 веке.
Можно сравнить так же число культурных и спортивных сооружений.
Эта статья иногда используется для "плача" по разрушенным зданиям, описанным в статье. На деле всё оказалось не так страшно. Всего Архангельск лишился трёх религиозных сооружений. Сегодня имеем 12 православных храмов, ещё один строится. Ещё пять культовых сооружений имеют другие конфессии.

Наконец, привожу статью.

Правда №77(6323),19 марта 1935 года
"Всесоюзная лесопилка"

В старом Архангельске в 1917 году было 64 тыс. жителей. Весь город состоял из четырёх улиц, расположенных параллельно Двине. В центре - собор. «присутственные места», Дом губернатора, гостиница «Золотой якорь» купца Минаева, Десятки кабаков, Несколько булыжных мостовых, Полтора десятка трамвайных вагонов на главной улице.
На окраинах - жалкие, убогие домишки, бараки лесопильных заводов и снова кабаки. Вечером улицы оглашались пьяным рёвом и воинственными криками кулачных бойцов. Вся Кузнечиха (тогда окраина города) выходила на бой с Соломбалой.
Было 45 мелких лесопильных и других заводов, на которых работало 11 тысяч рабочих.
Сейчас в Архангельске 250 тысяч жителей. Городской бюджет по сравнению с 1915 годом увеличился в 30 раз, расходы на городское строительство в 15 раз, на народное образование в 100 раз и здравоохранение - в 50 раз.
Что, например, общего между прежними карликовыми лесозаводами и нынешним гигантом -24-рамным лесозаводом имени Молотова, на котором при механизации всех процессов обработки занято более 3 тысяч рабочих? Каждый из остальных 22 заводов по своей мощности и технике несравнимо ближе к этому гиганту, нежели к прежним полукустарным заводам господ Кыркаловых, Фонтейнесов и других бывших лесозаводчиков. Архангельские лесозоводы имеют 135 лесопильных рам,740 обрезных станков, автоматические тележки, сбрасыватели, полторы тысячи электромоторов. Чтоб погрузить их дневную продукцию, нужен эшелон в триста вагонов.
У причалов 29 лесобирж летом стоят корабли с флагами всех наций. По экспорту леса Архангельск занимает первое место в Союзе.
На суда торгового порта Северного морского флота в прошлую навигацию было погружено 2 миллиона тонн разного груза (товары, продовольствие, оборудование) для Крайнего Севера.
Из небольших мастерских вырос крупный судоремонтный завод «Красная кузница», о котором можно судить по рекордно коротким срокам ремонта ледоколов «Садко», «Малыгин», «Седов» и других. В прошлом году из ремонтных доков завода выпущено 26 морских пароходов.
Город приобретает культурный внешний облик. На месте собора высится громадный театр. «Присутственные места» и дом губернатора уступили место пятиэтажному Дому советов. К недостроенному епархиальному училищу присоединились новые этажи и корпуса Лесотехнического института и Лесной промышленной академии. На месте «Золотого якоря» выстроена новая гостиница. Почта, Дом промышленности, Дом специалистов и учёных, десятки новых, красивых зданий. На очереди - строительство Дома культуры и морского вокзала. Расширяются площади, улицы.
Памятник Ломоносову перенесён к зданию Лесотехнического института и академии. На прежнем месте у Дома советов воздвигнут обелиск Севера с зовущий надписью: «Край суровый и отсталый превратим в индустриальный Новый Север».
Улицы Архангельска впервые увидели асфальт в 1931 году, когда было покрыто 1.400 квадратных метров. В прошлом году было покрыто уже 4.630 квадратных метров, проложено 76 тысяч квадратных метров пластиночных мостовых. Всего к концу года в Архангельске было 110 тысяч квадратных метров усовершенствованных мостовых.
В центре и районах за два года посажено 150 тысяч кустов и деревьев, разбито 36 скверов, выращено 400 тысяч цветов. Кстати, живые цветы можно было приобрести в любое время, даже в январские морозы.
На площадях и в скверах впервые летом прошлого года забили 6 фонтанов.
Городской трамвай сейчас имеет две сотни вагонов, 47 километров пути, связывая с центром самые отдалённые части города и даже один из пригородных колхозов.
В городе три института (лесотехнический, медицинский и педагогический), два коммунистических университета, промышленная академия, 8 техникумов, более сотни начальных и средних школы, три театра, до десятка канематографов, 4 стадиона, водные и нижние станции, катки, парки культуры. Город растёт. Растут люди города. Мусинские, Истомины, Елизаровы, Афанвсьевы, щубные, Вашуткины - матросы, грузчики, пильщики - вот знатные люди города. Их портреты украшают клубы и красные уголки. Они имеют постоянные места в городском театре, учатся в вечерних техникумах и на курсах.
Матрос Фетин и кочегар Громов, прошедшие суровую школу в лагере Шмидта, недавно поднялись в воздух, самостоятельно управляя самолётом. Оба они скоро будут лётчиками.
Комлевая обрезчица лесозавода № 3 Лида Шабашова после учёбы и работы садится за рояль.
В. Ворыгин


#10постовпроекта, Архангельск, #всемвесна, журналистика, В.В.Ворыгин, Правда, история

Previous post Next post
Up