Далёкое - близкое. Первая железная дорога Республики Коми

Apr 06, 2023 07:00

Республика Коми даже сегодня далёкий и суровый край. Что уж говорить про первую половину прошлого века. Каждая статья в газете была очень важна.
Корреспонденция моего деда о которой сегодня пойдёт речь - о первой железной дороге на территории Республики Коми -Воркутская узкоколейная железная дорога. Она была проложена от месторождения прекрасного коксующегося угля до реки Печора. Далее по Печоре и другим рекам уголь доставлялся в северные порты.
В 1933 году началось строительство Воркутинской железной дороги узкой полосы, которая должна была соединить пристань на реке Уса с поселком Рудник и дать выход Воркутинским углям на Большую землю. 4 августа 1934 года узкоколейная железная дорога, построенная впервые в мировой практике в условиях вечной мерзлоты, вступила в строй.
После введения в строй Северо-Печорской ж/д на участке Кожва-Воркута (1941) значение ВУЖД начинает снижаться. В 1942 году ее эксплуатация была прекращена. В 1943-1947 гг. дорога была разобрана.
Отдельные участки использовались до 50 годов.



Я думаю, это первая статья о первой железной дороге в Республике Коми.

Наиболее интересные статьи в газете "Правда" анонсировались в рубрике "Сегодня в номере" на первой полосе. Там есть сведения о приведённой ниже статье моего деда Василия Васильевича Ворыгина.

Публикация в газете "Правда". 14 апреля 1936 год, № 73

ЗАПОЛЯРНАЯ КОЧЕГАРКА
(От специального корреспондента «Правды»)
Полтора года назад у склонов Полярного Урала в безмолвной тишине тундры раздался гудок паровоза. По рельсам новой железной дороги прошел первый поезд с углём, добытым на Воркуте. Здесь, в полосе вечной мерзлоты по соседству с Баренцевым морем были проложены первые 65 километров пути. Дорога, соединила воркутинские шахты с судоходной рекой Усой. Оттуда уголь по реке Печоре стали доставлять в морской порт Нарьян - Мар для арктического флота. Заполярная кочегарка получила признание как новый угольный бассейн.
История возникновения нового индустриального очага на крайнем севере страны весьма примечательна.
После находки бурых углей на Печоре Ухто-печорской экспедицией, посланной по поручению товарища Сталина на разведку недр Печорского края, удалось открыть выходы каменного угля берегов заполярной речка Воркуты. Проба найденного угля показала его высокие качества. Дальнейшие разведки открыли здесь пять мощных угольных пластов.
Однако к месту находки не было почти никаких путей. Первые грузы для закладки буровых, а затем шахт, доставлялась с Печоры в Усы по мелководной речке Воркуте, которая после половодья превращалась в узкий ручеек. О перевозке угля до Воркуты нельзя было и думать. Прямой же выход угля к морю, у Югорского Шара, заграждала тристакилометровая полоса тундры. И вот, вместе с закладкой первых капитальных шахт начали строить узкоколейную железную дорогу. По этой дороге пошли машины и материалы для строительства рудника в обратном направлении добытый на нём уголь. А угля, здесь много.
На руднике развертывается кипучая, созидательная работа. На склоне высокой горы, с которой на многие километры видны снежные просторы тундры, возникает промышленный городок. Построены общежития, столовая, баня, прачечная, превосходный клуб, электрическая станция, механические мастерские. Появилось даже свое пригородное хозяйство- молочная ферма, с которой шахтеры получают ежедневно молоко.
Особо значительный размах работы получили за последние полгода. За короткое полярное лето на Воркуте добыто 104 тысячи тонн угля. В этом году будет добыто 150 тысяч тонн и заложена новая шахта мощностью до полумиллиона тонн. В шахтах будут работать восемь врубовых машин, 30 отбойных молотков я 25 электросверл. Здесь имеются громадные возможности для того, чтобы развернуть широким фронтом добычу и выдавать на-гора уголь. Однако отсутствие путей снова становится преградой и пока задерживает рост добычи.
Единственный путь - Воркутская железная дорога - действует только коротким летом. Каждую весну ее нужно укреплять от разлагающего действия мерзлотных почв, засыпать десяти тысяч кубометров балласта. Правда, дорога увеличивает свою грузоспособность. В 1934 году перевезено только 7 тысяч тонн, а за 4 месяца следующего года - 60 тысяч тонн угля, 20 тысяч тонн разных грузов для рудника и 37 тысяч тонн балласта. Предстоящим летом по водным путям и узкоколейке пройдет до 700 тысяч тонн грузов.

В. ВОРЫГИН.

Эта статья в газете
Кликайте




При подготовке поста я использовала
ПЕРВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА РЕСПУБЛИКИ
УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
История Воркуты

#10постовпроекта, В. Ворыгин, #всемвесна, Север, дороги, Коми

Previous post Next post
Up