Начало
здесь «Правда» от 14 мая 1936 года (№ 131)
ВОДОПЬЯНОВ ПРИЛЕТЕЛ НА МЫС ЖЕЛАНИЯ
Вылетевший вчера утром из бухты Тихая (Земля Франца-Иосифа) Герой Советского Союза тов. Водопьянов пересек Баренцево море и в 11 ч. 50 м. дня благополучно опустился на мысе Желания (Новая Земля).
«Правда» от 15 мая 1936 года (№ 132)
ВОДОПЬЯНОВ НА МАТОЧКИНОМ ШАРЕ
Герой Советского Союза тов. Водопьянов вчера в 8 часов 10 минут утра вылетел с мыса Желания (Новая Земля) и после трёх часов полёта опустился на аэродром полярной станции Маточкин Шар.
«Правда» от 18 мая 1936 года (№ 135)
ВОДОПЬЯНОВ В НАРЯ-МАРЕ Герой Советского Союза тов. Водопьянов вчера в 7 ч. 39 м. утра вылетел из Маточкина Шара на юг. Радиостанции Вайгача, Маточкина шара, Югорского шара и Амдермы и поддерживали радиосвязь с самолетом во время полёта.
В 10 ч. 17 м. самолёт Водопьянова опустился на аэродроме полярной станции Югорский шар.
Вчера же, в 6 часов вечера , Водопьянов прилетел в Нарьян-Mар.
АРХАНГЕЛЬСК, 17 мая (ТАСС) . Маршрут полёта Водопьянова изменён. Он полетит в Москву через Котлас или Сыктывкар. Чтобы достичь Москвы, самолёту придётся покрыть вне прежней трассы около 1800 км над тундрой и болотистыми лесами.
«Правда» от 20 мая 1936 года (№ 137)
ВОДОПЬЯНОВ НА ПУТИ В МОСКВУ
АРХАНГЕЛЬСК, 19 мая.(Корр. «Правды»). Находящийся в Нарьян-Маре Герой Советского Союза тов. Водопьянов в беседе по радио с архангельским корреспондентом «Правды» сообщил следующее:
- Сменив в Нарьян-Маре лыжи самолета на колёса, 20 мая мы при благоприятной погоде вылетим в предпоследний этап своего большого пути - на Вологду. За время перелета мы пробыли в воздухе около 60 часов. Мотор, аэронавигационные приборы и радиостанции самолёта работали хорошо.
Наиболее интересными в нашем перелете были путь через Баренцево море и рейс к 83 градусу северной широты. На обратном пути из бухты Тихая 100 км от Земли Франца-Иосифа мы попали в туман и шли над ним около 2 часов.
Мы считаем, что полеты с материка на Новую землю возможны в течение круглого года.
«Правда» от 21 мая 1936 года (№ 138)
ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП БОЛЬШОГО АРКТИЧЕСКОГО ПЕРЕЛЕТА
Сегодня Водопьянов ожидается в Москве. После девятичасового полета вчера, в 2 часа 30 минут дня. Герой Советского Союза тов. Водопьянов прилетел из Нарьян-Мара в Вологду. На всем пути, пролегавшем над болотистой тундрой и сплошной тайгой, радиостанция самолёта поддерживала связь с землей. Сегодня, около 3 часов дня, Водопьянов намерен вылететь из Вологды, чтобы ровно в 6 часов вечера финишировать на Центральном аэродроме Москвы.
«Правда» от 22 мая 1936 года (№ 139)
Водопьянов в Москве
БОЛЬШОЙ АРКТИЧЕСКИЙ ПЕРЕЛЕТ ЗАКОНЧЕН
Когда Герой Советского Союза М. Водопьянов узнал, что посадка на архангельском аэродроме, испорченном весенней погодой невозможна, он избрал другой путь возвращения в Москву. Рано утром 20 мая, провожаемый жителями Нарьян-Мара, Михаил Водопьянов ещё раз посмотрел летную карту, сводку погоды и сказал своим спутником:
- Значит, летим на Вологду. Ветер встречный. Посадочных площадок нет. Трасса незнакомая. Но мотор не сдаст!
Девять часов подряд пилот вел машину над болотами Севера, над тундрой, густыми лесами, притоками Северной Двины . Около 11 часов утра архангельская радиостанция приняла радиограмму самолета:
«Москва, Авиаарктика. Шевелеву. Подходим к Двине. Если Вологда не задержит, сегодня, в 18 часов, будем в Москве. Водопьянов»
Но Вологда не захотела отпустить своего воздушного гостя, впервые проложившего сюда трассу из Нарьян-Мара. Город чествовал героя Советского союза, открывшего лётный путь из столицы на самую северную полярную станцию страны - Землю Франца-Иосифа.
Вчера в 3 часа 18 минут дня, самолёт Водопьянова покинул Вологду и взял курс на Москву.
Узнав об этом, к центральному аэродрому поспешили сотни людей. Руководители Главного управления Северного морского пути тт. Шмидт, Бергавинов, Янсон, Герой Советского союза Молоков, известный полярный лётчик тов. Бабушкин, родные Водопьянова, пилоты Гражданского воздушного флота, рабочие завода номер №89, подготовившие машину к большому арктическому перелету, встречали прекрасного лётчика, товарища, друга и его отважных спутников.
Работники радиостанции аэропорта Прокопченко и Плотников среди десятков радиосигналов в эфире искали позывные самолёта -«Рутуй».
-Находимся в 90 км от Москвы, - передал радист самолёта С. Иванов.
К микрофону подошел корреспондент «Правды»:
-Привет участникам выдающегося перелета! Встречать вас собрались сотни людей.
- Спасибо за привет! Сейчас подходим к Москве. Скоро увидимся, - ответил «Рутуй».
«Дозорные» забрались на крышу главного здания аэропорта и впились биноклями в горизонт.
- Виден! Сейчас появится на аэродроме!
В высоте показался самолет.
Тёмно-зелёная машина, поблескивая в солнечных лучах, идёт на посадку.
В 6 часов 30 минут вечера Водопьянов безукоризненно сажает машину на летное поле и рулит к асфальтовой дорожке, где собрались встречающие . За стёклами видно улыбающееся весёлое и обветренное лицо лётчика.
Ему машут фуражками, бросая цветы. О. Ю. Шмидт, С.А. Бергавинов, Н.М. Янсон поздравляют пилота. Поднятый на руки Марьей Дмитриевной Водопьяновой четырёхлетний Миша тянется к отцу:
-Хорошо, что прилетел. Теперь и я полетаю!
Короткий митинг. Первое слово берёт О. Ю. Шмидт. Он поздравляет экипаж с блестящим завершением перелета Москва - Земля Франца-Иосифа - Москва. Советские самолёты впервые пересекли Баренцево море и достигли 83 градуса северной широты.
После выступления председателя завода № 89 тов. Захаровой и гражданского летчика тов. Тикунова, слово берёт Водопьянов. От имени своего экипажа - тт. Бассейна, Иванова, и Аккуратова-он благодарит за теплую встречу и передаёт привет зимовщиков полярных станций трудящимся Москвы.
-Я готов хоть сейчас лететь на Северный полюс, - взволнованно говорит Водопьянов, - на такой прекрасной машине, с безотказно работающим советским мотором можно летать спокойно!
Мы рады возвращению в Москву. Только вчера утром мы видели снег и лёд, а сейчас стоим на зелёном поле нашей дорогой, цветущие столицы.
Летели мы спокойно, отлично зная, что за нами следит вся страна, что в трудную минуту она всегда придет нам на помощь.
Трудящиеся Ненецкого национального округа просили нас передать горячий привет великому Сталину.
Да здравствует Советская страна!
Да здравствует товарищ Сталин, воспитавший миллионы людей, готовых в любой момент отправиться на выполнение любого задание партии и правительства и преодолеть всякие трудности!
Эти слова вызывают новую овацию. Провожаемые сотнями людей, Водопьянов, Бассейн, Аккуратов и Иванов покидают аэродром. Вечером в тесном кругу родных и друзей Водопьянов вспоминает о долгом пути. Его самолёт «Н-127» пробыл в воздухе 75 часов, покрыв около 9.000 километров, открыв новый воздушный путь к Северу. Но Водопьянов уже думает о будущем, о полётах к Северному полюсу.
Л. Хват