Пять вечеров. Отрывочные впечатления

Apr 15, 2021 18:00

Я помню, как первый раз посмотрела фильм "Пять вечеров".
Люблю фильмы "раннего" Никиты Михалкова, до "Дамы с собачкой". Об этом фильме узнала ещё до выхода на экраны кинотеатров. О нём рассказали в кинопанораме. Ведущий рассказывал, как тщательно подбирались костюмы героев, чтоб точно соответствовать тому, что носили в конце пятидесятых. Тогда был показан отрывок: начало третьего вечера, на лестнице.
Мы ждали этот фильм. Широким экраном он не шёл, холодным зимним днём мы поехали в кинотеатр "Зарядье".
Я видела этот фильм несколько раз с большими перерывами. Специально посмотрела вчера. Шедевры, сколько не смотри, всегда видишь новое. И потом каждый раз во впечатлении отражается собственный жизненный опыт.

Несколько дней назад прочитала пост mishemplushem Поймите что-нибудь о нас. ("Пять вечеров". Никита Михалков, 1979)
Тоже хочу рассказать об этом фильме.
Все работы Никиты Михалкова отличает величайший профессионализм. В его фильмах снимаются профессионалы и снимают их профессионалы. Это ощущается в мельчайших деталях.
Вот Ильин в гостях у Зои. Если посмотреть на рукава его рубашки, то они имеют странную форму: в верху "фонарик", внизу к манжету вытянут. Почему? Он(Ильин) в костюме, чтоб рукава рубашки не вылезали слишком сильно, на руки надевали специальные круглые резинки. Я видела такие у своего деда. Вот такие мелочи и воссоздают жизнь пятидесятых.
Но в этой сцене есть ошибка. Когда герои фильма рассматривают модные журналы, Зоя обращает внимание Саши на манекенщицу в жакете, связанном меланжем на машине. У меня есть такой журнал. Манекенщица - Татьяна Михалкова, жена режиссёра. Фото семидесятых годов.
Наверное, не все сейчас поймут, что именно подарил Саша Тамаре. Хотя в фильме показано, что это увеличительное стекло. Это действительно увеличительное стекло. Для телевизора. Экраны были маленькими, и перед ними ставили такие стёкла.
Фильм - не музей онлайн. Главное люди, их судьба. mishemplushem в своём посте рассказывает почти обо всех героях. Я не могу написать то, что я думаю о них. Потому, что я не думаю о них. Не знаю даже, как это описать. Я весь фильм чувствую то, что переживают герои. Например, когда Ильин рассказывает о расставании, я зрительно вижу Тамару, как она бежит, как стоит возле водосточной трубы неотрывно глядя на своего Сашу. Он говорит не торопясь, его лицо всё время меняется. Он глядит немного сверху на толпу и я вижу тоже, что и он.
В ресторане интересная сцена. Ильин подходит к разным столикам и расспрашивает людей о песне. При этом он явно нетрезвый. Все относятся к нему спокойно. Раньше люди были терпимее, не так охраняли своё "личное пространство", если человек, даже незнакомый, обращался с просьбой, тем более простой, пытались помочь.
Не знаю почему, mishemplushem написал, что Ильин был заключённым. Я пьесу не читала, может быть там есть такой текст, но сколько раз я не смотрела фильм, такая мысль в голову не пришла. Какой волчий взгляд, какая опасность, какая драка в ресторане? Конечно, каждый видит, что видит. Я специально ещё раз посмотрела фильм. Позвонила сестре, спросила. Она тоже удивилась. Ничего этого в фильме не заметила, поэтому и воспринимаю его по другому.
Хочу написать о последней фразе: "Только бы не было войны". Когда я смотрела фильм первый раз, не обратила на неё особенного внимания. В мире было тихо, разрядка. В 2014 или 2015 году смотрела этот фильм после знакомства с врачом из Луганска. Молодая женщина, работала, ездила на курсы повышения квалификации, о политике не думала. Однажды утром на их город полетели бомбы. С самолётов. Они схватили мешки пластиковые, документы покидали и, что называется, в шлёпанцах, побежали на российскую границу. Это её рассказ. Так получилось, что в это время смотрела "Пять вечеров". Уже по-другому зазвучала эта фраза.
Сегодня пришло новое понимание. Война разлучила Тамару и Сашу. Но они встретились, спустя 18 лет. "Только бы не было войны" прозвучало как "Только бы нас ничто не разлучило вновь".

кино, домашний кинотеатр, #сновавесна

Previous post Next post
Up