Первый над полюсом(13). Как все самолёты вернулись на остров Рудольфа

Apr 13, 2021 18:00

Документальная история полёта Павла Головина к Северному полюсу.
Начало истории здесь

В сообщении накануне, в "Правде" №157 были опубликованы официальные сообщения об успешном окончании перелёта со станции Северный полюс на остров Рудольфа. А сегодня рассказ об этом событии от участников операции - экипажа самолёта Алексеева.

9 июня 1937 года (№ 158)

НА ЛЬДИНЕ № 3

(От специального корреспондента "Правды")

Северная воздушная эскадра в сборе, сегодня ночью вслед за Крузе и Головиным возвратился на о. Рудольфа последний воздушный корабль, отставший по дороге с полюса, - самолет Алексеева. Плотным кольцом окружили участники экспедиции экипаж «СССР Н-172». Радостным приветствиям и дружеским поцелуям не было конца.
Угостив прилетевших товарищей прекрасным ужином, все уселись в тесный кружок, и начались расспросы и рассказы, как и что было, как и что случилось.
К вечеру 8 июня облака, висевшие над островом, исчезла, ветер стих. Находившийся все время наготове Головин воспользовался летной погодой в мгновенно взмыл на своем самолете в воздух. На борту корабля находился бензин для Алексеева. Как известно, вылетевший 5 июня пилот Крузе. Три дня пробыл на льдине на 85° 15' широты. Вчера Крузе вылетел на Рудольф. По дороге его повстречал Головин. Обменявшись приветствиями, летчики пошли каждый по своему курсу.
Вспоминая о своем последнем полете, Головин скромно уступает пальму первенства штурману Ритслянду. Штурман блестяще оправдал возложенные на него надежды и точно привел самолет Головина к льдине Алексеева.
С большим вниманием все мы слушали обстоятельный рассказ Шевелева, находившегося на самолете Алексеева.
- В течение всей полярной операции, - говорит он, - самолет Алексеева садился на различные льдины Ледовитого океана три раза. Первый раз чуть не на самой точке полюса, второй - на льдине дрейфующей станции, а третий - недалеко от 81-й параллели. Своему последнему местонахождению экипаж «СССР Н-172» придал в шутку такой адрес: Северный Ледовитый океан, льдина Л. № 3, дом № 172.
- Так вот, опустившись на льдину № 3, - продолжает Шевелев, - мы занялась обычный в таких случаях делом,- стали выжидать погоду и бензин. Дни потекли строгой, размеренной жизнью. Жуков с раннего утра поддерживал радиотелефонную связь с Рудольфом. По нескольку раз в день мы разговаривали с Отто Юльевичем, Водопьяновым и другими товарищами. Слышимость была отличная. Сугробов, Гинкин и Шмандин бессчетное количество раз проверив детали управления, тщательно подготавливали самолет к возвращению остров. Мошковский обследовал аэродром, а Алексеев и я поочередно несли вахту.
Едва только солнце прорвалась к нам через просветы в облаках, тотчас же астрономическим путем определили координаты льдины. В последний день вашего арктического плена погода резко изменилась к лучшему. Самолет сиял, освещенный яркими лучами. На носу корабля трепетал флаг нашей родины, обвеваемый свежим норд-вестом.
В середине дня определение показало, что мы находимся на 88° 64’ широты и 61° долготы. Вечером из кабины самолета выскочил взволнованный Жуков. Он радостно махал руками и громко кричал нам: «С Рудольфа сообщили: Головин вылетел с бензином. Вскоре над льдиной раздался рокот мотора. Мы удивленно переглянулись. «Неужели Головин? Так скоро?» Но это был Крузе, возвращавшийся на остров Рудольфа, над нами он прошел ровно в 19 час. 16 мин.
Через полтора часа в воздухе снова загудел самолет. Теперь это был Головин. После дружеских об'ятий, закипела горячая работа. Экипажи обоих самолетов занялись заливкой бензина в громадные баки «СССР Н-172». Горючее наливали из корабля Головина в бидоны, затем перетаскивали их к самолету Алексеева импровизированной лебёдкой. Проработав таким образов несколько часов, произвели заливку.
Не задерживаясь ни одной лишней минуты, Головин простился с нами и, поднявшись со льдины на своем самолете, взял курс на о. Рудольфа. Через некоторое время мы последовали его примеру.
В пути с борта самолета 9 июня в 1 час 45 минут послали в эфир в адрес Шмидта. Главсевморпути, редакций «Правды» и «Известий» радиограмму:
«Последний корабль Северной воздушной экспедиции покидает центральный район Северного Ледовитого океана. Видны берега архипелага. Скоро остров Рудольфа. Мы возвращаемся, чтобы накопленные знания и опыт, все силы и энергию отдать на благо нашей любимой родины. Мы уверены и твердо знаем, что наша партия, наше правительство, мудрейший из людей любимый вождь товарищ Сталин пошлют по этому пути десятки, сотни кораблей. Мы будем счастливы, если нам опять окажут доверие я еще раз поручат трудное дело.
Шевелев, Жуков, Алексеев, Мошковский, Сугробов, Гинкин, Шмандин
...Вскоре самолет опустился на остров Рудольфа. Здесь его уже поджидали остальные участники экспедиция и зимовщики Рудольфа.
Полярная операция закончена с честью!
Л. БРОНТМАН.
Остров Рудольфа, 9 июня.

Так выглядит текст в "Правде. Чтоб увеличить текст, нужно щёлкнуть мышкой по нему.


Чтоб увеличить текст, нужно щёлкнуть мышкой по нему.



История с операцией по возврату самолёта Алексеева так вдохновила Л.Бортмана, что он написал ещё одну статью об этом событии. Практически это рассказ о полёте Головина

Правда от 10 июня 1937 (№ 159)

Замечательные полеты

(От специального корреспондента «Правды»)

Двое суток экипаж летчика Головина не покидал аэродрома. В любую минуту он был готов к полету на льдину к самолету «СССР Н-172». Но погода хмурилась, налетел туман, и начал моросить дождь. Лететь нельзя. Между самолетом «СССР Н-172» и островом Рудольфа была установлена надежная радио-телефонная связь. Точно в назначенные минуты в репродукторе раздавался спокойный, невозмутимый голос Жукова:
- Алло! Алло! Остров Рудольфа! Говорит самолет Алексеева!
Затем к микрофону подходил Шевелев и точно информировал нас о жизни маленького коллектива, о погоде, интересовался нашими новостями, вашей метеорологической сводкой.
С большим нетерпением ждали мы улучшения погоды. Она нужна была не только Головину, который собирался лететь на льдину, но и летчику Крузе. который должен был вернуться на остров Рудольфа.
Вечером 8 июня облака приподнялись, поредели, и проглянуло солнце. С льдины Алексеева нам сообщили, что у них погода хорошая, а Крузе, восстановил с нами радиосвязь, передал, что он уже запускает моторы и готов лететь...
Так начался большой день.
Дальше операции развивались четко, стремительно, красиво. Купол острова был скрыт в тумане, и мы видели, как из тумана вынырнул самолет Головина, пронесся над зимовкой и взял курс не север. Через четверть часа мы услышала в репродукторе:
- Говорит самолет Алексеева. Пять минут назад над нами пролетел самолет летчика Крузе. Встречайте его. Как дела?
Мы ответили:
- Головин вылетел к вам. Ждите. Попробуйте связаться с ним.
Через несколько минут в репродукторе послышались слова:
- Алло! Самолет Головина, самолет Головина! Говорит самолет Алексеева. Настраивайтесь, настраивайтесь...
- Ну и техника! - восторженно воскликнул Михаил Васильевич Водопьянов.
Радиомаяк острова Рудольфа непрерывно отправлял в эфир сигналы, указывая самолету правильный воздушный путь к острову. Мы просидели в радиорубке больше часа.
Вдруг Спирин закричал:
- Летит!
Все мы выскочили и устремил взгляд на север. К острову быстро приближался самолет Крузе. Описав плавный круг, он пошел на посадку.
Не успели мы пожать руки экипажу, прожившему на льдине несколько дней, как раздался чей-то голос:
- Алексеев увидел Головина!
По радиотелефону Жуков радостно сообщал:
- Головин кружит над нам», идёт на посадку, сел, бегу навстречу...
Мы радовались мастерству товарищей, хорошей погоде, солнцу. Вскоре в репродукторе мы снова услышали голос Шевелева:
- Начинаем заполнять баки бензином. Он какой-то особенно приятный, обладает на редкость привлекательным запахом... Будем готовы через два часа.
Долго мы не покидали радиорубку. Шевелев и Жуков изредка сообщали нам о ходе работ. В 23 часа, в светлую, ясную ночь, заливка самолет» Алексеева закончилась. Полторы тысячи литров были влиты в пустые баки «СССР Н-172». Через полчаса голос в репродукторе потребовал:
- Дайте радиомаяк, Головин вылетает, мы греем моторы.
Вновь в эфир понеслись указывающие сигналы, вновь все выбежали на здания я напряженно всматривались в светлый горизонт.
Вот показалась точка, затем она превратилась в черточку. Уже виден самолет, ближе, ближе, слышен гул мотора. Головин планирует и садится.
Судя по времени, Алексеев должен был находиться уже в пути. Маяк продолжал свою однотонную резкую передачу. Наконец, радиорепродуктор отчеканил в последний раз:
- Алло, алло! Говорит самолет Алексеева. Подходим к острову, видим берег, готовьте ужин, об'ятия, баню. Привет, кончаю, сматываю антенну.
Над островом величественно плыл последний корабль экспедиции, возвращающийся из далекого воздушного плавания. Шмидт, Водопьянов, Молоков, Спирин и Бабушкин помчались на вездеходе к аэродрому встречать отважных друзей.
Замечательно четко и стройно прошли эти полеты. Они показали великолепную зрелость летного состава экспедиции, большую организованность, чудесную, неизбывную энергию.
Не надо забывать, что все это происходит в далекой Арктике, за пределами 82-1 параллели. Давно ли люди считали эти параллели недоступными, мечтали о том, чтобы добраться к ним?
Нет, это были поистине замечательные полеты!
Л. БРОНТМАН.
ОСТРОВ РУДОЛЬФА. 10 июня, передано по радио).

Для увеличения нужно щёлкнуть по тексту мышкой.

авиация, 1937 год, Арктика, Павел Головин, В.Ворыгин, #сновавесна, история

Previous post Next post
Up