Ищу корреспонденции Ворыгина Василия Васильевича, моего деда, в интернете. Уже не первый раз встречаю ссылки на на его публикации в научных статьях и книгах. Почему учёных исследователей интересуют эти сообщения? Потому что в них правда. Такая, какая есть. Журналист описывал разных людей, города, их жизнь. А потом оказывается, что это история.
Корреспонденция, которая приведена ниже упоминается по крайней мере в двух исследованиях. Оба посвящены архитектуре старого Архангельска.
"Правда" от 19 марта 1935 года (№77)
Всесоюзная лесопилка
В старом Архангельске в 1917 году было 64 тыс. жителей. Весь город состоял из четырёх улиц, расположенных параллельно Двине. В центре - собор. «присутственные места», Дом губернатора, гостиница «Золотой якорь» купца Минаева, Десятки кабаков, Несколько булыжных мостовых, Полтора десятка трамвайных вагонов на главной улице.
На окраинах - жалкие, убогие домишки, бараки лесопильных заводов и снова кабаки. Вечером улицы оглашались пьяным рёвом и воинственными криками кулачных бойцов. Вся Кузнечиха (тогда окраина города) выходила на бой с Соломбалой.
Было 45 мелких лесопильных и других заводов, на которых работало 11 тысяч рабочих.
Сейчас в Архангельске 250 тысяч жителей. Городской бюджет по сравнению с 1915 годом увеличился в 30 раз, расходы на городское строительство в 15 раз, на народное образование в 100 раз и здравоохранение - в 50 раз.
Что, например, общего между прежними карликовыми лесозаводами и нынешним гигантом -24-рамным лесозаводом имени Молотова, на котором при механизации всех процессов обработки занято более 3 тысяч рабочих? Каждый из остальных 22 заводов по своей мощности и технике несравнимо ближе к этому гиганту, нежели к прежним полукустарным заводам господ Кыркаловых, Фонтейнесов и других бывших лесозаводчиков. Архангельские лесозоводы имеют 135 лесопильных рам,740 обрезных станков, автоматические тележки, сбрасыватели, полторы тысячи электромоторов. Чтоб погрузить их дневную продукцию, нужен эшелон в триста вагонов.
У причалов 29 лесобирж летом стоят корабли с флагами всех наций. По экспорту леса Архангельск занимает первое место в Союзе.
На суда торгового порта Северного морского флота в прошлую навигацию было погружено 2 миллиона тонн разного груза (товары, продовольствие, оборудование) для Крайнего Севера.
Из небольших мастерских вырос крупный судоремонтный завод «Красная кузница», о котором можно судить по рекордно коротким срокам ремонта ледоколов «Садко», «Малыгин», «Седов» и других. В прошлом году из ремонтных доков завода выпущено 26 морских пароходов.
Город приобретает культурный внешний облик. На месте собора высится громадный театр. «Присутственные места» и дом губернатора уступили место пятиэтажному Дому советов. К недостроенному епархиальному училищу присоединились новые этажи и корпуса Лесотехнического института и Лесной промышленной академии. На месте «Золотого якоря» выстроена новая гостиница. Почта, Дом промышленности, Дом специалистов и учёных, десятки новых, красивых зданий. На очереди - строительство Дома культуры и морского вокзала. Расширяются площади, улицы.
Памятник Ломоносову перенесён к зданию Лесотехнического института и академии. На прежнем месте у Дома советов воздвигнут обелиск Севера с зовущий надписью: «Край суровый и отсталый превратим в индустриальный Новый Север».
Улицы Архангельска впервые увидели асфальт в 1931 году, когда было покрыто 1.400 квадратных метров. В прошлом году было покрыто уже 4.630 квадратных метров, проложено 76 тысяч квадратных метров пластиночных мостовых. Всего к концу года в Архангельске было 110 тысяч квадратных метров усовершенствованных мостовых.
В центре и районах за два года посажено 150 тысяч кустов и деревьев, разбито 36 скверов, выращено 400 тысяч цветов. Кстати, живые цветы можно было приобрести в любое время, даже в январские морозы.
На площадях и в скверах впервые летом прошлого года забили 6 фонтанов.
Городской трамвай сейчас имеет две сотни вагонов, 47 километров пути, связывая с центром самые отдалённые части города и даже один из пригородных колхозов.
В городе три института (лесотехнический, медицинский и педагогический), два коммунистических университета, промышленная академия, 8 техникумов, более сотни начальных и средних школы, три театра, до десятка канематографов, 4 стадиона, водные и нижние станции, катки, парки культуры. Город растёт. Растут люди города. Мусинские, Истомины, Елизаровы, Афанвсьевы, щубные, Вашуткины - матросы, грузчики, пильщики - вот знатные люди города. Их портреты украшают клубы и красные уголки. Они имеют постоянные места в городском театре, учатся в вечерних техникумах и на курсах.
Матрос Фетин и кочегар Громов, прошедшие суровую школу в лагере Шмидта, недавно поднялись в воздух, самостоятельно управляя самолётом. Оба они скоро будут лётчиками.
Комлевая обрезчица лесозавода № 3 Лида Шабашова после учёбы и работы садится за рояль.
В. Ворыгин
А так выглядит статья в газете: