О чём писали 85 лет назад. ЗАПОЛЯРНАЯ КОЧЕГАРКА

Mar 13, 2021 18:00

Работая специальным корреспондентом газеты Правда в Архангельске В. Ворыгин, мой дедушка, объехал весь Северный край. Эта корреспонденция о начале разработки угля в шахтах Воркуты. В ней он описывает первую железную дорогу Республики Коми . Сегодня эта узкоколейка длиной 65 километров кажется маленькой, но она была первой. А журналист В.Ворыгин был первым, кто написал о ней.

"Правда" от 13 марта 1936 года (№ 73)

ЗАПОЛЯРНАЯ КОЧЕГАРКА

(От специального корреспондента «Правды»)
Полтора года назад у склонов Полярного Урала в безмолвной тишине тундры раздался гудок паровоза. По рельсам новой железной дороги прошел первый поезд с углём, добытым на Воркуте. Здесь, в полосе вечной мерзлоты по соседству с Баренцевым морем были проложены первые 65 километров пути. Дорога, соединила воркутинские шахты с судоходной рекой Усой. Оттуда уголь по реке Печоре стали доставлять в морской порт Нарьян - Мар для арктического флота. Заполярная кочегарка получила признание как новый угольный бассейн.
История возникновения нового индустриального очага на крайнем севере страны весьма примечательна.
После находки бурых углей на Печоре Ухто-печорской экспедицией, посланной по поручению товарища Сталина на разведку недр Печорского края, удалось открыть выходы каменного угля берегов заполярной речка Воркуты. Проба найденного угля показала его высокие качества. Дальнейшие разведки открыли здесь пять мощных угольных пластов.
Однако к месту находки не было почти никаких путей. Первые грузы для закладки буровых, а затем шахт, доставлялась с Печоры в Усы по мелководной речке Воркуте, которая после половодья превращалась в узкий ручеек. О перевозке угля до Воркуты нельзя было и думать. Прямой же выход угля к морю, у Югорского Шара, заграждала тристакилометровая полоса тундры. И вот, вместе с закладкой первых капитальных шахт начали строить узкоколейную железную дорогу. По этой дороге пошли машины и материалы для строительства рудника в обратном направлении добытый на нём уголь. А угля, здесь много.
На руднике развертывается кипучая, созидательная работа. На склоне высокой горы, с которой на многие километры видны снежные просторы тундры, возникает промышленный городок. Построены общежития, столовая, баня, прачечная, превосходный клуб, электрическая станция, механические мастерские. Появилось даже свое пригородное хозяйство- молочная ферма, с которой шахтеры получают ежедневно молоко.
Особо значительный размах работы получили за последние полгода. За короткое полярное лето на Воркуте добыто 104 тысяча тонн угля. В этом году будет добыто 150 тысяч тонн и заложена новая шахта мощностью до полумиллиона тонн. В шахтах будут работать восемь врубовых машин, 30 отбойных молотков я 25 электросверл. Здесь имеются громадные возможности для того, чтобы развернуть широким фронтом добычу и выдавать на-гора уголь. Однако отсутствие путей снова становится преградой и пока задерживает рост добычи.
Единственный путь - Воркутская железная дорога - действует только коротким летом. Каждую весну ее нужно укреплять от разлагающего действия мерзлотных почв, засыпать десяти тысяч кубометров балласта. Правда, дорога увеличивает свою грузоспособность. В 1934 году перевезено только 7 тысяч тонн, а за 4 месяца следующего года - 60 тысяч тонн угля, 20 тысяч тонн разных грузов для рудника и 37 тысяч тонн балласта. Предстоящим летом по водным путям и узкоколейке пройдет да 700 тысяч тонн грузов.
В. ВОРЫГИН.

Эта статья в газете




Другие публикации В. Ворыгина можно посмотреть здесь



Шахты Воркуты., Воркутская ЖД, "Правда", первая ЖД Коми, история, 1936 год

Previous post Next post
Up