Рядом со мной стояло фортепьяно и я не могла не воспользоваться тем, чтобы не снять стоящую на нём галерею картинок(это вошло во вчерашнее фото дня - проект "365"): [Смотреть]
Как было понятно из радиосвязи, прямо за выступающими потомками воинов находился вход в капитанскую каюту - туда периодически вызывали мичмана))) [Смотреть]
А чтобы попасть собственно в ту торжественную залу, где мы находились, нужно было преодолеть три кубрика, на стенах которых также было много чего интересного: [Смотреть]
Итак, потомки участников сражения читали письма из личного архива, записки и доклады главнокомандующих кораблями: крейсерами и броненосцами. Особенно понравились моменты, которые ранее были неизвестны, например, телеграмма императора Николая II, в которой он выражал благодарность адмиралам за проявленные мужество и правильность тактических действий, несмотря на то, что спасти броненосцы не удалось. Читали и письма, в которых адмиралы излагали свое видение ситуации неофициально, для семьи и друзей и их догадки, почему несколько кораблей не смогли выйти из кольца врага. Честно признаюсь, этой частью истории я не очень интересовалась (я больше по Европе))) - тут Антон подробности рассказать может, поскольку он хотя бы Акунина читал и вообще этим периодом интересовался как истинный гардемарин. Для меня же все русско-японские войны на одно лицо... Их было довольно много за историю становления российского государства. Отвлеклась.
Так вот что ещё было интересного вчера: один из потомков участников сражений, почётный консул Австралии С.К. Зиновьев, рассказал очень интересную историю о том, как после смерти его двоюродного деда Александра Зиновьева японский офицер, который собственно и убил русского, сделал всё, чтобы похоронить воина с почестями, связался с семьей погибшего, а после помог отыскать могилу павшего героя его родственникам с целью перезахоронения под Петербургом (кстати в Копорье). Но мало того, в доме этого японского офицера по сей день хранится фотокарточка двоюродного деда почетного консула… И серебряная табличка с акварельными рисунками: могилы Александра Зиновьева в Японии и могила его же в Копорье… И это при том, что за 110 лет дважды Токио было едва ли не стерто с лица земли: пожаром и бомбежкой - когда люди выбегали из домов, в чем были, схватив только самое ценное. Почему японцы, вместе с документами и семейными реликвиями спасали из-под обломков фотокарточку русского офицера и эти две акварельки, мы так и не поняли…
Видео-рассказ консула: [Смотреть и слушать] Ведущий Константин Озеров, председатель общества потомков участников Цусимского сражения, списал это (да и всю удивительную историю павшего офицера) на традиции благородного ведения боя, в духе которых прошла русско-японская война 1904-1905 годов…. Цитирую: «Тогда ещё были понятия чести благородства в лучших рыцарских традициях. Пожалуй, эта война стала последней в истории нашей страны, когда противники друг друга уважали».
Забавно. Особенно, если учесть, что сейчас многие «знатоки» доказывают, что никогда не было таких понятий, ни в 17, ни в 18, ни тем более в 19 веках. Что это всё пустые выдумки писателей, облагораживающих жизнь, а воины во все века дрались исключительно насмерть и ударами в спину не гнушались не только на войне, но и в обычной жизни. Ну, пусть они так думают, эти «знатоки». Мне их попросту жаль... Ни разу в жизни не соприкоснувшись с лучшими представителями общества, такие люди попросту не верит в их реальность, потому на всех и вся озлоблены.
После выступления почётного консула Австралии нам дали возможность размять косточки на палубе и потом провели на экскурсию, часть их которой я засняла. Но об этом расскажу в следующий раз - завтра.