В человеческой природе заложено движение, развитие. Эволюция. Нам необходимо открывать новые горизонты познания мира. Этим качеством характеризуется разум. Я пытался понять, чем разум отличается от неразумия, и кого можно назвать разумным, а кто - просто умное животное? И пришёл к выводу, что разум - это инструмент творчества. Кто разумен, тот творит новое. А кто ничего нового не создаёт, тот даже при самом хитроумном устройстве быта не более чем биомеханический робот. Вот муравьи, как сложно они устроены, какие удивительные вещи делают, их общественная жизнь чем не коммунизм? Однако ничего нового к своему строительству они не прибавили - миллионы лет одно и то же. Ни новых орудий труда, ни более совершенных средств производства. Человек - это разумное существо, он сам создаёт новые пути своего развития.
Мы думаем о вещах, которых не помним.
У нас нет возможности хоть что-нибудь доказать наверняка. Мы ничего не помним, когда рождаемся. И умираем, так ничего и не поняв. Мы всегда что-то исправляем, что-то восстанавливаем; мы уверяем себя, что так надо, хотя не знаем, как надо. Мы всю свою жизнь занимаемся тем, что делаем вид. Потому что нам страшно от осознания бессмысленности жизни и смерти. Словно в глупом телесериале, в нашей жизни появляются новые и новые действующие лица, и все они, как и мы, страдают глубокой амнезией. Никто ничего не помнит. У нас ничего нет за душой. Только мифы, бесконечное множество правдоподобных историй. Одни из них кратковременны и быстро исчезают. Другие возникают на их месте и, может быть, пропадут так же быстро, а возможно, будут длиться веками, но тоже уйдут, не оставив после себя никаких следов. Как текущие между пальцев песок или вода. Но мы имеем что-то важное!
Каждый человек может ощутить, когда перед ним абсолютно незнакомая вещь, незнакомый человек. А бывает иногда такое чувство, будто знаешь или знал. Будто что-то забыл. Мы с вами не встречались раньше? Deja vu. Некоторые люди верят в реинкарнацию, перерождение. То есть в своё следующее рождение после смерти. А значит, и в то, что до рождения ими были прожиты жизни в других телах, в другом образе. Это обнадёживает. Это больше и приятнее научного атеизма, который элементарно успокаивает:
«Все умрём».
Помню, первый раз мне пришло в голову осознание смерти лет в пять или шесть. Я ещё не ходил в школу. Взрослые смотрели кинофильм при выключенном свете. Я сидел в другой комнате под отцовским письменным столом, наблюдая за сполохами света от телевизора на стене. Внезапно я понял, что умру, это неизбежно. И всё, что я теперь вижу, слышу, чувствую, исчезнет. Ничего не будет, как не было до моего рождения. Меня не будет. Никогда. И каждый день, каждая минута приближает бессмысленный ужасный финал. Я впал в страшную панику. Я бросился к матери, чтобы она объяснила то, чего я не знал, не понимал. Она сказала:
«Мы все умрём».
Я разрыдался.
«А зачем жить, зачем, если всё равно умрём!» - кричал я.
Тогда за дело взялся отец. Он авторитетно объяснил:
«Если человек прожил хорошо, то о нём останется добрая память. Живи достойно, и ты не умрёшь в памяти людей. Может быть, о тебе даже напишут книгу или снимут фильм».
Я пережил такой опыт, при котором взрослый человек бывает близок к самоубийству. Но я был ребёнком и потому начал искать выход из этой пограничной ситуации. Я его не нашёл. Реинкарнация меня не устраивает - в ней много нелепого. Самый главный вопрос остаётся без ответа: почему мы ничего не помним? Какой смысл перерождаться, если жизнь всякий раз начинается с неадекватного младенческого периода, в течение которого новорожденный опять учится ходить, говорить, понимать, учит годами всё те же самые азы алгебры, геометрии, физики, биологии. Снова здорово, 2х2=4, таблица умножения (в сотый или тысячный раз). Ладно, если бы только язык другой, которого раньше не знал. Но арифметика-то везде одна и та же. Добрая половина жизни уходит впустую, а другая половина искажена болезнями и старостью. И всё это без малейшей памяти о былом! Изучая историю мира, я пришёл к выводу, что на Земле никогда не было социальных условий, которые отвечали бы требованиям высокого духа и представлениям о справедливости. Наоборот, всё как будто изначально настроено так, чтобы не воспитать, а наказать человека. Даже если и торжествовало когда-то добро на земле, то очень непродолжительное время, и было так не естественно для человеческой природы, что не оставило по себе никакой памяти. Впрочем, вообще ничто не оставляет следа в памяти человеческой. Всё куда-то как в бездну валится безвозвратно. Даже складывается впечатление, будто мы приходим в этот мир не для того, чтобы учиться и развиваться, а мучиться.
Это что-то вроде тюрьмы. Ведь в тюрьму садят не для того, чтобы заключённый нашёл там счастье, а для того, чтобы отбыл срок или умер, верно? Как тюрьма не исправляет, так ничего не изменяет жизнь. Мы можем верить в Бога, можем не верить ни во что - ситуация не меняется. Всякое движение теряет смысл: шаг влево, шаг вправо - смерть. Опыт не накапливается, потому что люди друг друга не слышат, и даже не пытаются слушать. Слишком мало времени отпущено на жизнь, слишком много боли. Так что получается, как в старой английской поговорке:
«Бог даёт штаны тому, у кого зад уже сгнил (в могиле)».
Поздно. Жизнь имела бы смысл, и давала урок, если б каждый человек рождался на земле, зная, за что он страдает. Например, ситуация: малолетний сын ворует сладости, пренебрегая запретом. Отец понимает, если оставить его без наказания, он начнёт воровать деньги, сначала у родных, потом у чужих людей. И всё равно будет наказан, но более жестоко - по закону. За кражу конфет отец ставит сына в угол. Тот, конечно, спрашивает, за что? Отец обязан объяснить. Надо сказать, ему:
«Сын, я предупреждал тебя, но ты не послушал меня, поэтому я решил перейти от слов к делу».
Он спросит:
«Почему?».
И отец ответит так: потому что я люблю тебя и не могу оставить без наказания. Чужого ребёнка я не стану наказывать, зачем он мне, у него свой отец есть. А тебе я должен показать, как нужно жить, а как нельзя, чтобы не делать ошибок, по крайней мере, самых глупых. Потом ты повзрослеешь, и сам будешь учить своего ребёнка, как я научил тебя. Я не знаю другого варианта. А ты знаешь? Нет? Нет. Понятно, без наказания нельзя. Наказание - это воспитание. Поэтому сопровождается пояснениями. Наказывать без объяснения вины не имеет смысла, потому что непонятно, что именно нужно исправить. Осуждённому, по крайней мере, объявляют приговор. Но какая польза в наказании ребёнка, если ему не объяснили, что он должен изменить в своём поведении? И всё же дети рождаются и начинают свою жизнь в муках абсолютно бессмысленно, как животные. А зачем мучаются животные? Это кому-то надо? В общем, если смысл реинкарнации, как говорят, в том, чтобы прийти к совершенству при помощи безличного и беспристрастного всеобщего закона кармы, должна оставаться память. Без памяти о прошлом человек не только оказывается в состоянии невинно осуждённого, но даже не имеет возможности оценить ситуацию. Если же личность не играет никакой роли, зачем мы вообще осознаём себя?
Другие религии утверждают одно рождение и одну смерть, а затем - суд. После суда - вечный рай либо вечный ад. Здесь ещё меньше смысла, просто безумие. Если Бог - это Учитель, то непонятно, зачем он наказывает вечными муками ада? Ну, допустим, ученик тугодум. Но в ад-то он не хочет! В здравом уме вряд ли кто-то сам себе пожелает вечных мук без возможности исправить невесёлое положение. Но. Не ведает он, что творит, и за это уничтожить его, каналью! Потрясающая картина. Вместо того чтобы добиться от ученика исправления ошибки, учитель его убивает. Формально, по праву родителя, отец имеет некое оправдание, убивая сына за какой-то поступок, который влечёт за собою страшные последствия:
«Я тебя породил, я тебя и убью!».
Мы учитываем несовершенство человеческой природы и неумение исправлять последствия человеческих поступков. А как понять Бога-Отца, ввергающего своих полуслепых, полоумных детей в ад? Даже человек не может испытывать абсолютного райского умиротворения, зная, что в это самое время чья-то душа, а тем более половина душ человеческих где-то терпят чудовищные, неизбавимые мучения, которые по какой-то изощрённо садистской задумке, никогда и ничем хорошим не кончатся. И вообще, что это за мир такой, в котором все живут лишь тем, что пожирают друг друга? Съел себе подобного - будешь благоденствовать, ну а если нет - умрёшь голодной смертью. Ладно, люди могут этого избежать, а чем «согрешили» перед Творцом все хищники - у них-то выбора вообще нет?
В этом мире всего и всегда недостаточно: средств для пропитания, возможностей для реализации, здоровья для жизни, любви для близких, счастья и радости для душевного равновесия. Здесь всё и всегда плохо. Некоторые люди пытаются оправдать эту вечную нищету, которая является признаком нашего мира. Они говорят, что недостаточность стимулирует развитие. Конечно, это отговорка. Как может стимулировать стройку недостаток материалов? Как можно построить дом без средств? У хорошего строителя на любом этапе строительства всё хорошо. Рабочие получают нормальную плату за труд, условия труда выполняются, охрана труда на должном уровне. Никакого простоя либо беспорядка нет, настроение у всех приподнятое. Объект сдаётся в срок и без недочётов в качестве. А у плохого строителя - одни обещания лучшего, и отношения между людьми разъедает жадность, обида и зависть от недостатка. Что они построят? Прибавят новую развалину к старым?
Не нужно ходить далеко в историю мира, чтобы понять, что на земле осуществляется второй вариант. Я не могу найти всему этому более подходящего объяснения, чем то, что в любой религии мира бог сотворён человеком по образу и подобию людскому. А если Творец не вымышлен, а есть в реальности, то он откровенно плох. Признать это понуждает совесть. Например, похоже на то, что где-то там, наверху за Компьютером сидит подросток и забавляется программной игрой:
«Сотворите свой мир».
Понятно, что пустой человек ничего и не создаст. И наоборот, чем более богат человек умственно и духовно, тем больше у него возможностей для творчества. И, конечно, что на уме, то и на стилe. Хороший человек сотворит что-то хорошее, плохой - плохое. Чем сам наполнен, то и вложит в дело. Любой неглупый и наблюдательный человек видит и понимает: наш мир руководится принципами паразитизма. Это неприятно сознавать, но это правда. Власть была и остаётся в руках социальных паразитов. Почему так? Почему в природе столько много паразитирующих видов? Неужели у Того, Кто сотворил наш мир не было фантазии, чтобы придумать что-то более достойное? Потому что его ум и душа наполнены таким недостойным содержанием, или он позаимствовал эту идею у другого недостойного творца? Создатель есть. Назвать эволюцию цепью случайных совпадений могут только ненаблюдательные, равнодушные к жизни люди. В природе всё закономерно, и, согласно логике вещей, всё имеет свой смысл. И, конечно, творец не безумен. Разумное существо не может создать тот, у кого нет разума. Ну, то есть, слепой не сможет изобрести фотоаппарат, глухой - радио. Значит, разумный мир создало высоко разумное существо, личность создана сверхличностью. Но если создатель безнравственен, и поэтому мир стоит на порочных началах, откуда берётся честь?
Мы знаем, что в Библии и некоторых других священных текстах говорится, будто когда-то человек был бессмертным и счастливым. Тем не менее, мы видим, что и человеческое общество, и вся эволюция видов построена на принципах паразитизма, а значит, порочна, не самодостаточна, нежизнеспособна. Паразит живёт только до тех пор, пока не сожрёт своего донора. Потом он либо погибает, либо вынужден искать другого донора. Это до тех пор, пока ещё есть те, кто служит пищей для паразитов. А если в мире доминируют паразиты, то этот мир неизбежно погибнет, потому что будет сожран.
Мы верим и надеемся, что когда-нибудь станем свободными и счастливыми. Но какое счастье, если мы неизбежно подвержены болезням, старости и смерти? Какая свобода, если мы биологически зависим от пищи и сна, как робот зависит от питания и отдыха своей системы? Все разговоры на тему «свободы и счастья людей» - политические спекуляции. Да и не в этом дело. Важно вот что: мы думаем и говорим о таких вещах, которых нет в жизни.
Мы говорим о бессмертии, об истине, о мере. Откуда мы об этом знаем? Разум подсказывает, что мы должны помнить больше. Например, откуда мы пришли в этот мир, и что было до рождения. Потому что великое и малое являются частями единого целого. Вселенная не могла бы жить, если б каждая её частичка не несла в себе всей информации от начала. Допустим, причину строительства заказчик имеет право не открывать, да. Но рабочие ничего не построят, если не будут помнить, как и зачем они оказались на лесах, иначе они просто разбредутся в разные стороны, словно безумные. И стройка замрёт, не начавшись.
Также и во Вселенной: каждое мыслящее существо несёт свою ответственность за мироздание, и для нормального эволюционного процесса необходима память обо всём пути. Дети рождаются в мир с личными талантами, что доказывает их личный опыт до рождения в этот мир. Одному человеку приходится полжизни, а то и всю жизнь потратить, чтобы добиться малейших результатов в каком-нибудь мастерстве, а другой без лишнего обучения легко делает то, что иному даётся с неимоверным трудом. Руки сами привычно делают дело, хотя нет ни опыта, ни практики - разве это не вызывает вопросов? Было бы разумным умножать память для дальнейшего развития, а не впадать в беспамятство, тормозя естественный жизненный процесс. Так отчего человечество страдает амнезией? Кому-то выгодно, чтобы наше развитие остановилось? Кто-то хочет, чтобы мы забыли обо всём? Забыли так крепко, чтобы никогда не вспоминать? Что нужно было сделать с человеком, чтобы он стал тем жалким существом, которое представляет собою сегодня? И кто те чудовища, которые руководят этим процессом? Стоит просто присмотреться к фактам, чтобы понять. Амнезией страдают не только отдельные люди, но и целые цивилизации, которые умирают в своё время, а потом опять рождаются безо всякой памяти о минувшем.
На первый взгляд это представляется логичным: раз человек ничего не помнит о себе, то и всё общество тоже. Однако есть подозрение, будто после катаклизма остаётся кто-то или что-то напоминающее о былом. Не просто в общих чертах, а чуть ли не по чертежам восстанавливается всё, как было. Все достижения современной цивилизации странным образом находят своё подтверждение в скрытых от людей артефактах глубокой, допотопной древности. Но эти артефакты не служат помощью в развитии науки и техники. Напротив, они просачиваются случайно, как бы исподволь и сразу объявляются профанацией. Нам мешают разобраться в ситуации. Это наводит на мысль, что человечество ввергается в катаклизм и уничтожается именно тогда, когда обнаруженных артефактов накапливается достаточно много, и скрывать их от людей становится уже невозможно. Для того чтобы скрыть информацию о былых цивилизациях, какие-то Неизвестные используют средство забвения, генетически привив человечеству некий ограничитель умственной деятельности, в результате чего человеческий мозг работает лишь на 4 %. В сущности, общеизвестный факт. Однако он подвергается неправильному осмыслению. Например, в Википедии этот факт назван мифом. Наука вообще молчит. А в художественных, в основном фантастического жанра произведениях, выполненных явно на заказ, объясняется, будто человек ещё развивается, и когда-нибудь обязательно настанет время, когда мозг человека «разовьётся» на «все сто».
На самом деле то, что ещё не развито, имеет простую организацию, усложняющуюся с развитием и распадающуюся на простейшие элементы после смерти. А когда мы говорим о мозге человека, речь идёт именно о том, что он работает всего на четыре процента от того объёма, который должен работать, потому что уже развился, но почему-то ограничен в своих возможностях. Когда-то я прочитал статью одного американского учёного об этой проблеме. Так вот он уверял, будто в височной доле одного из полушарий человеческого мозга существует некий биологический блок, выключающий сознание у человека, если он по каким-либо причинам выходит за рамки 4 % умственной деятельности. Впоследствии я искал эту статью в интернете, но не нашёл ни её, ни имени того учёного.
Я подозреваю, что есть такие люди, которые всё знают и помнят. Но они исполняют какой-то свой преступный замысел. Согласно этому замыслу, они держат человечество в состоянии беспамятства и слабой умственной деятельности. Всякий раз с течением времени, когда в мире накапливаются знания, цивилизация входит в фазу своего расцвета, и артефакты прошлого становятся понятны и объяснимы, эти властные «хранители» устраивают очередной катаклизм. Сами они отсиживаются в специально построенных бункерах. А оставшаяся выжившая горстка людей опять начинает развитие «от сохи». Выйдя из бункеров на белый свет, «творцы катаклизмов» представляются выжившим людям, обращённым в дикое состояние, богами, ведь они используют такие технологии, которых никто не помнит. Вряд ли можно им позавидовать, ведь это как раз тот случай, когда «живые позавидуют мёртвым». Заключённые в замкнутом пространстве злодеи, называющие себя богами, затеют разборки между собою за власть и средства. Привыкшие жить за чужой счёт и бессмысленно умножать свои материальные богатства, не зная ничего другого в жизни, они и в Ковчеге устроят бойню. А их дети будут несчастнейшими заложниками паразитизма своих родителей. Чтобы обладать лучшей пищей, большим количеством медикаментов, воды, воздуха! Это на воле им было хорошо. Гадили в одном месте, перебирались на чистое, не задумываясь о том, что кому-то надо убирать. А в замкнутом пространстве.
Да, я знаю, у них приготовлены не просто бункеры, а целые города под землёй. Мне говорили люди, один из которых работал строителем такого города, а другой - физик-атомщик, имеющий особый пропуск. Там есть дома и улицы, по которым ездят электромобили, огромное пространство с искусственным солнцем и настоящими деревьями, и птицами. А для междугороднего сообщения они используют древние межконтинентальные тоннели, кем-то построенные задолго до нашей цивилизации. Но это не меняет суть дела. Если им тесно под открытым небом, в норах будет ещё тесней. Когда, спустя два-три поколения, оставшиеся выйдут из своего плена, заложниками которого их сделали их недостойные предки, они, возможно, будут другими. Но надолго ли? Их испорченная генетика будет руководить ими. И всё повторится. «Изобретение» колеса, плуга, бумаги, пороха. «Открытие» электричества, радиоволн, рентгена, расщепление атома. Террор и управляемый хаос, демократия, спекуляция, растление.
И новый катаклизм. Если Творец так развлекается, то у него плохое чувство юмора! Или так: неловкий подросток там, наверху, опять не прошёл уровень игры. И нет никого, кто подсказал бы путь.
Путь. Я представляю равнину, лежащую передо мною далеко внизу, слегка скрытую лёгкой, сначала утренней, а потом - вечерней дымкой. Я чувствую над собою огромное небо. Я медленно поднимаю голову, устремляя взгляд к горизонту. Почему-то он оказывается слишком высоко, гораздо выше, чем надо. Это так странно. Будто планета очень большая, больше Земли во много раз. Я подношу руки к лицу и смотрю на свои пальцы. Соединяю подушечки пальцев, ощущая на коже давление очень мелких предметов, похожих на шарики от стержней пишущей ручки.
«Куда ты смотришь?».
Это мама. Она сидит на краю постели рядом со мною.
«Мне приснилось, большое и маленькое перепуталось».
«Я знаю».
У, как меня это бесит!
«Ничего ты не знаешь!».
Она делает глупые глаза. Потом говорит:
«Большие шары перекатываются по стенам. Ты хочешь их обнять, а они маленькие, точно песчинки на берегу. Колют пальцы. Да?».
Я не отвечаю ей. Что толку, она всё будет отрицать и при этом говорить: я знаю. Однажды я рассказал ей, что помню, как она в первый раз в моей жизни показала мне радугу. Был тёплый летний вечер. Мама сидела на крыльце дома, а я лежал у неё на руках. Я ещё не умел говорить, только смотрел. И вдруг я увидел радугу в небе. Она проследила за моим взглядом и сказала:
«Это радуга. Видишь, какая она красивая, все цвета в ней!».
Конечно, теперь она уже не помнила этого. Но она заявила:
«Ты не можешь такого помнить, ты был очень маленький. Это крыльцо переделали под веранду, когда тебе было всего два года».
«Но я помню!».
«Я знаю. Конечно, ты помнишь, но что-то другое. Ты просто перепутал».
«Ничего я не перепутал!».
«Не выдумывай».
Она боялась, что меня будут дразнить и поднимать на смех, если я буду всем рассказывать о своих эмоциях. Мне следовало научиться помалкивать, как и всякому человеку.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Иван Иванов.