На одном из форумов одним из представителей "современного" "авангарда" был сделан комментарий к моим графическим портретам (
http://hiero.ru/Besedin/MoiLubimye) :
Irina Zlotya:
Вся эта серия вызывает крайне негативные чувства…. это как раз из серии шарлатанства в искусстве…
- Конечно, такое мнение имеет право на существование. Меня и самого многое не удовлетворяет в моих работах. Но когда такие претензии предъявляют представители вот такого (см.ниже) направления нынешнего "искусства", то это, конечно, смешно! И мнение таких критиков трудно считать авторитетным...
Вот работы представителей оппонирующей стороны:
Irina Zlotya:
Rene Rig (Rafikov R.M.):
Людвиг:
- некоторые картинки такой "живописи" бывают и интересны и применимы для какой-то цели, но этим ли авторам упрекать иных в шарлатанстве?!
Вот мой ответ и моё мнение:
- Я убеждён и это понимают и видят многие, что моих работах гораздо меньше шарлатанства, нежели у нью-формалистов-импрессо-экспрессионистов чьи перепевы изо-философии и формальных приёмов 50-100-летней давности ничем не оригинальнее критикуемых ими "ремесленников", владеющих традиционной школой!
Господа "модернисты"! Выдавать, как вы, эту более-менее упорядоченную по пятнам и по цвету мазню (пардон! - "композицию"!) красками, где действительно "ни кожи, ни рожи", за вершину творчества и чувственного прозрения в "современном искусстве" - вот уж где повсеместное шарлатанство и спекуляции!
Оправдание недостатков многих моих портретов - это 100% экспромт, часто шутка. А вот эмоциональные визги иных аполлогетов "истинного творчества" на грани мазохизма и цветовой истерики, выдаваемые за творческие откровения и "само-выражение" - претенциозны и вызывают большее сомнение в их искренности и адекватности их не менее претенциозным названиям и тому, что автор желал выразить.
К подобному "творчеству" у меня больше недоверия и подозрений в шарлатанстве! В силу того, что эти авторы просто не владеют механизмом, который может идентично отобразить желаемое - изобразительной и ремесленной грамотой.
Вот и приходится им свои неумения маскировать экзальтированными псевдо-эмоциями. Хотя для доверчивой восторженной публики это выглядит и забавно, и эффектно. И даже представляется каким-то таинством! Но для более-менее знающих и умеющих людей, кто учился в более-менее профессиональной изо-школе - это всё так просто! И наши расплодившиеся из недоучек псевдо-авангардисты просто смешны в своем пустом апломбе с потугами на "самовыражение" и сакральную мистику творческого таинства… Ныне ведь достаточно освоить азы формальной композиции (1-й курс училища, института) и набраться нахальства, накрасить маслом метровые холсты и можно выдавать эти обычные цвето-графические упражнения за "современную живопись". Пользуясь всеобщей гуманитарной безграмотностью современного технократического народа. Особенно нашего…
Здесь мы видим две категории "модернистов":
1) Искренне заблуждающихся неучей, выбравших этот стиль, как не требующий навыков и образования (по их глупому мнению); либо
2) Художественно-полуобразованных прохиндеев, использующих этот метод как наиболее простой и эффектный, как менее понятный обывтелям, а потому тот, где можно просто халтурить и спекулировать по принципу портных-мошенников из сказки "Голоый король"...
В наше странно-переходное время отсутствует стиль - эпоха пост-пост-модернизма… Мы ведь не создаём свои новые концепции взаимоотношений плоскости-объёма-цвета, взаимопроникновения души и пространства. А только пользуемся наработками предшественников. Сегодня У ВСЕХ работы - это компиляции и коллажи, и перепевы предыдущих стилей и чужих открытий: псевдо-реализм, псевдо-кубизм, псевдо-модернизм… А по сути - подражание! Сегодня все чему-то подражают. Кто-то подражает реалистам 150-летней давности, кто-то абстракционистам 100-летней давности, кто-то авангардистам 50-ти летней давности…
И одинаково смешны, понятны и вторичны и мой здесь "реализм для тёти-мани за щи", и ваш "абстракционизм для дяди-сэма за баксы"! Вы этого ещё не поняли? И наивно считаете, что всё что "прямо, гладко и культурненько" - это китч и "на-потребу", а "криво громко и навзрыд" - это актуально и непотебно-круто?!
Однако псевдо-реализм и фигуративное сюжетное заказное изо-ремесло и творчество заслуживают гораздо большего уважения именно за сохранение традиций какой-то школы и академической грамоты, за немалое ремесленное умение и количество физического труда. И сегодня таковое грамотное владение формой гораздо оригинальнее всех выкрутасов "неформалов", некогда прозванных формалистами :-)
И если пока мы не знаем, что и как надо делать сегодня, то уж лучше честно делать крепкое ремесло, нежели заниматься шарлатанством как вы, обирая и обманывая наивных!
И отличие моих работ и меня от многих здесь - я не величаю велеречиво себя художником, не претендую на "чувственные открытия", на интимные психо-философские-откровения и прозрения "самовыражения", не заявляю, что я занимаюсь "подлинным современным" (т.е. правильным?) Искусством! Как это безапелляционно заявляют здесь многие - от недоучек и двоечников художественных ПТУ, до самозваных гениев.
И я всегда сомневаюсь... И в своих работах и в работах других. И всегда поначалу только спрашиваю, ищу единомышленников, ищу художников, способных понимать, что они сами делают и способных ответить за это. Которые, возможно, более моего понимают сегодняшние наши общие (!) цели и уже нащупали ходы их решения… Но тщетно!
Мало кто может даже просто грамотно написать несколько вразумительных фраз. Не говоря уж о том, чтобы сформулировать, аргументировать и отстоять свою концепцию… И в ответ я постоянно слышу либо примитив, либо хамство, либо чванство.
...Ещё не пришёл гений нашего времени, который сумеет и научит нас общаться с нашим временем и пространством на уровне нового понимания и говорить об этом современным языком...
Никто даже не ставит таких задач…
* * *