Экслибрис Виталия Венгера, 1984 г., © Беседин, гравюра на пластике

Oct 24, 2016 03:04




В 1984 году я ушёл из архитекторов ИркутскГражданПроекта, став, как сегодня пишут "свободным художником". Это сейчас звучит обычно, но в то время было подозрительным занятием. Статья о тунеядстве и нетрудовых доходах висела и надо мной. Меня слабо охраняла запись в трудовой книжке в качестве преподавателя-почасовика на кафедре рисунка ИПИ и неплохие регулярные гонорары внештатного художника Восточно-Сибирского книжного издательства.
Став "богемой" я почти сознательно отказался от престижного звания архитектора. И, кстати, от предложенной тогда  должности главного художника города, Я отказался, а на эту должность на долгие годы сел мой однокашник по Сибстрину Володя Ким Кир Хо или, как его все знали - Владимир Ким. Останься я, согласись тогда - и была бы у меня совсем другая судьба. Но мне ненавистно было чиновничее-партиная зависимость и фальшь (как и сегодня), полувоенная дисциплина, гнетущая совковая атмосфера. Всё это описано у Довлатова, у Ерофеева...

Я нашёл удивительный по советским временам способ существовать и зарабатывать, беря заказы на оформление книг в ВСКИ и на плакаты и рекламу (как сегодня называют - "дизайн") в Торгово-промышленной палате. Пожалуй, художники и писатели, и переводчики были тогда единственными, кто мог иметь такой "левый" доход, не состоя на служье в конторе. Это было исключительным мало кому понятным счастьем - только что закончив институт, в 30 лет сидеть дома и, не ходя "на работу", зарабатывать деньги любимым делом - дизайном, рисованием и почасовым преподаванием! Свобода! Но без каких-либо перспектив... Никакой карьеры впереди не светило... Жена во мне разочаровалась, начались неурядицы, претензии - я не рыл копытом, отказался от престижных перспектив и карьеры. Мои родители были в тревоге и тоже не понимали, что у меня происходит в далёком Иркутске. Я был на перепутье, перестав быть архитектором, я ещё не был официальным художником. И тогда же я вплотную занялся экслибрисом и гравюрой***. Надо было иметь большую самоуверенность, фанатичное призвание или глупость, чтобы днями и ночами что-то рисовать, заниматься никому ненужными экслибрисами, вести переписку с коллекционерами и художниками со всего экслибрисного мира! Как потом оказалось - это время было самым интересным, богатым на знакомства и общение,самым плодотворным, предопределившим мою художническую судьбу, к которой я шёл всю жизнь с разными кривыми отклонениями в бытовые и обывательские закоулки.

Было сумеречное предперестроечное время; гнетущее ощущение застоя разжижалось повсеместными застольями. Кажется, тогда при творческих союзах одновременно работали три богемных кафе: в Доме Актёров у Драмтеатра, в Доме журналистов на Сухэ Батора, и в Доме писателей на Степана Разина. Я, работая в издательстве, оформлял сборники стихов, книги писателей. И наши деловые встречи и знакомства в этих кафе были естественным и приятным способом общения всей "творческой интеллигенции". Иной раз мы за вечер кругом обходили все три ресторанчика. Они приятно отличались тем, что там был вход ограниченный членством в каком-нибудь союзе. Художники, за неимением своего кафе были завсегдатаями всех трёх.

Кажется, я был знаком со всеми! Писатели, журналисты, художники, поэты, актёры, циркачи. Можно назвать любую фамилию из иркутских восьмидесятых, кажется застольничали все одной большой компанией. И уж не помню, что стало причиной знакомства с Виталием Константиновичем Венгером - то ли в доме Актёров, куда они все приходили ужинать после спектакля, или сначала я сделал этот экслибрис (кажется на какой-то конкурс). Он ему очень понравился! Тем более, экслибрис попал в каие-то каталоги выставок и конкурсов в Бельгии и Германии.  Венгер посчитал должным отблагодариить меня бутылкой коньяка. Потом после закрытия кафе мы с Венгером и Егуновым сидели на набережной, пили вино и много разговаривали! О чем конкретно совершенно не помню! Но и тогда, и сейчас меня удивляет, что эти два мэтра и уже именитые актёры как-то уважительно и заинтересованно со мной общались, мы рисовали друг на друга карикатуры, они рассказывали байки, анекдоты, говорили про актёров и художников. Венгер потом приглашал меня несколько раз на спектакли, я заходил к нему в гримёрку, после спектакля мы шли в кафе Дома Актёров, при неизменном присутствии Виктора Пантелеймоновича Егунова.
Это было удивительное странное время, эпизоды из которого я буду вспоминать много раз. А теперь всё чаще по причине почти ежемесячных некрологов со знакомыми фамилиями...

В Иркутске скончался народный артист РСФСР Виталий Венгер
*** Список выставок и конкурсов по экслибрису и графике:
■ ПОРТФОЛИО: список участия в конкурсах
■ ПОРТФОЛИО: список участия в выставках




© Беседин, "В.В."  кисть, тушь, 1984 г., Иркутск

Иркутяне, © Портрет, Я (о себе), © АРХИВ и воспоминания, Некролог, © Экслибрис (ex libris)

Previous post Next post
Up