Ну, вот и я получил своё скромное место и десять строк в академической истории искусства Прибайкалья всех времён и народов в грандиозном фолианте Татьяны Ларёвой!
А то раньше меня чаще упоминали словами "и другие иркутские художники". Хм, матерею! (в смысле - старею).
Теперь меня зафиксировали между временем и пространством: между "художниками восьмидесятых" и "книжной графикой".
Правда, и сейчас я там присутствую в странном виде и амплуа: где-то среди книжных обложек и со своим странным набором маленьких картинок и "основных работ" о которых сам и не помню... Ни слова о моих двух десятках лет преподавания; ни моих экслибрисных заслуг, ни тысячи портретов, ни иркутская изо-летопись и акварели пока не получили признания в официальном искусствоведении.
Но я привык, что наши искусствоведы не знают куда меня засунуть из-за моей разбросанной многостаночности; то запишут в дизайнеры, то в фотографы, то в "экслибрисисты" или даже в "карикатуристы"...
Отлично обозначила мне место Т.Г. Драница, назвав Беседина "самым известным в Иркутске неизвестным художником!" - очень точно, кажется?!
Так или иначе, Но Татьяна Ларёва (не поворачивается язык назвать Григорьевна) свершила грандиозное дело - на собственном энтузиазме, подняла то, чего не могут сделать или инициировать наши специально обученные и нанятые для культивации работники министерства культурных архивов, наши штатные искусствоведы при администрации.
А, может быть, я совсем не понимаю кухню нынешнего государственного самиздата? Но слышал, что Т.Г.Ларёвой пришлось брать под это дело большой кредит. Да, это подвиг - с таким материальным риском и таким количеством сделанного!
Спасибо Татьяна!
Мне особенно было приятно, наконец-то, получить от тебя письменно задокументированное признание в любви! :-)
... Дизайнер проекта Андрей Разгуляев назвался моим бывшим студентом-учеником и благодарил меня! Господи, неужели я такой старый!
Спасибо и ему! :-)
...Консул Китая (или посол, я не разбираюсь), меня обрадованно увидел "Друга, друга! Ты меня рисовала!"
- О, кого я ещё не нарисовал?!
Я ему оставил свой автограф, посоветовав в этом фолианте собрать подписи всех представленных там художников и сделать таким образом свой экземпляр уникально ценным (а у меня, кстати, есть такой наполовину заполненный автографами иркутских художников альбом!)
...Умница и красавица Лина Ермонтович, в своём приветственном слове очень тонко заметила, что даже такие глобально-академические труды дают субъективную оценку художникам и что мы теперь невольно будем судить об иркутском искусстве категориями Т.Ларёвой. Но это не опасно и даже полезно, если вслед за этим исследованием и частным мнением появятся ещё другие, когда таких книг будет не одна (с тиражом всего 300 экз.!), а много, от разных искусствоведов (я правильно понял, Лина?)
- Хороший стимул и мотивация всем нашим коллекционерам, знатокам, меценатам, галеристам и искусствоведам в штатском!
А я, как всегда, снова задумался о вечном! :-\
Недавно в письме в форум-ИФО я изложил парадоксальную мысль-вопрос:
а слабо вам художники, поэты, фотографы работать без оглядки на публику?!
На словах вы все "свободны от рынка, от продажи, от покупателя- зрителя-читателя!"
Но готовы ли вы работать, например, отказавшись от выставок и лайков почитателей, и ласки властей?
Странно? И не понятно зачем?
Но не в этом ли ответе прячется настоящее искусство и творчество?! Когда без попс-понтов и без посторонних?!
Если искусство - это честное самосовершенствование, создание новых гармоний - "разговор с Богом", что не требует поп-публичности, толпы зрителей и почитателей!
Слабо честно работать только для Искусства? А не для искуса?!
Эта книга вчера меня заставила поставить вопрос ещё круче. Я уловил себя на мысли, что, да, всем лестно иметь свои строки в истории, кто-то об этом только и мечтает.
На презентации дама-зам-министра культуры сказала очень сомнительную для её должности фразу, что мол "какой-то интернет - это потеряться в никуда", а, мол, "издать и попасть в такую книгу, это и есть попасть в историю, в искусство!" Мол, это и есть достойный результат творчества.
- Ха-ха, подумал я - Интернет сегодня это не "в никуда", а наоборот, гораздо ближе к вечности, чем на "бумажных носителях", которые уже мало кто читает. А скоро книги останутся в единичных музейно-библиотечных экземплярах по неподъёмной для рядового читателя цене (как эта, например).
Но главный вопрос - а "попасть в историю" - это ли есть цель человека?!
Неужто для этого живёт и творит художник, чтобы попасть в вечность, в альбом, в книгу, в газету - остаться "на бумажном носителе", даже если в чьей-то памяти? "Мы живы пока нас помнят" - но это ли смысл жизни - её итог, "конец"?!
Это ли цель искусства и жизни?!
Я вновь возвращаюсь к выводу что первичен процесс - произведение искусства - то есть "создание", а не "произведение" - предмет и товар.
"Произведение искусства" - есть разное понимание двух слов:
- создание искусственного (своего);
- предмет искуса (товар, развлекуха, тщеславие).
Люди и делятся по противоположному пониманию слов. Как в слове "творчество" - кто-то выбирает корень "варить", а кто-то "вор"...
Очевидно, что ставить целью и результатом "попасть в историю" - это уходить от главного. По хамско-торгашескому принципу "не важен способ, важен результат" (часто любым до неприличия способом).
Не даром, желанию прославиться есть название - "стяжание славы, суеславие, тщеславие" - это один из смертных грехов!
Где рождается поэзия и творит поэт? В книге? Разве тиражом и печатной публикацией измеряется поэзия? И даже не степенью воздействия на толпу! - там другие качества: издателя, редактора, политика, артиста. Сама поэзия виртуальна! Или как говорили раньше - духовна. Она не материальна. Так и художественная идея (здесь же и "идеал"!).
Она где-то в другом месте. Она не завтра и не вчера. Там, в будущем и прошлом - лишь история искусства - его фиксация и публикация. А сама поэзия (искусство) здесь и сейчас, между нами, как душа - внутри поэта и не произнесённого вслух слова!
Ноты - это лишь способ зафиксировать эфемерные звуки - музыку. Их красивое написание и издание не есть музыка и её создание.
Так и с художником - тот ли настоящий, кто с одной картинкой (темой) мозолит глаза своей фамилией, с генеральным желанием "выставиться и продаться", получить признание, быть прописанным в "истории"(!) искусства?
Интересный вопрос, не правда ли?
Вот к таким умным мыслям способна привести умная толстая книга! Даже если ты её ещё не прочитал!
* * *
PS. В форуме Фейсбука мне напомнили:
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
.............................................Борис Пастернак, 1956г.
(Вот я кого, оказывается, в юности начитался, глупый! :-)
А я-то мучаюсь - откуда мне эти вредные в нынешнее время принципы жить мешают! Нормальные люди прочитали и забыли, а я втемяшил себе в голову.И ещё несколько дореволюционных слов.
Кстати, Чехов добавлял ещё качество отличающее настоящее искусство: искренность
PPS. ...Презентация проходила в главном зале ИОХМ на фоне выставки Галины Новиковой. Символично соединив в истории этих наших двух очень не слабых женщин! Я украдкой сфотографировал её автопортрет и пару работ - какая мощная (хотя и не однозначная) сила! Уходят художники профессиональной серьёзной школы!
.