Репост статьи от 11.11.2012 (добавлено, отредактировано)
Опубликовано на сайте
hushome.
"Евро тренды иркутского бренда""Знаки судьбы или Куда бежать бабру из Иркутска?" Хотя наш многострадальный бабро-мутант и нашёл наконец-то своё вечное пристанище на бывшем погосте при входе в декоративно-потешный городок "Модный 130-й квартал гля-мур для бля-мур а-ля-рюсс", но страсти и разговоры о нём не умолкают.
Только ленивый ещё не обсудил и не осудил наш тотем. И я устал повторять свои аргументы на разных форумах и блогах. Тема оказалась плодотворной и очень популярной. И верно - это ведь наш символ и знак. А сакральные знаки, как и корабль у Врунгеля, «как назовёшь, так и поплывёшь…»
Какой памятник сделаешь, таким тебя и запомнят.
Сам по себе «бабр» - это подарок судьбы иркутянам! У кого ещё есть на гербе такой красивый могучий фантастический зверь? У всех известные кошки да птицы. А у нас уникальный неведомый природе персональный персонаж, которому ещё предстоит найти достойное отражение в серьёзной символике достойного народа и города. Но пока мы в поиске «бренда»…
Кому ещё не надоела эта сказка про «белого бычка» и басня про «ваську-кота, который слушает, да ест», те могут по-Gooooooooogl-ить.
Но нельзя обойти
одно из последних открытий народного баброведения, повергшее меня почти в ступор. Оставлю здесь без комментариев, а лишь процитирую:
«…Вот что написано в Уставе города Иркутска: "Герб города Иркутска представляет собой изображение в серебряном поле на зеленой земле бегущего бабра настороже, несущего в зубах червленого (красного) соболя: оба зверя повернуты влево".
А теперь зайдите на сайт мэрии. Куда там зверь повернут?:
И что теперь думать про этот монумент, противоречащий, страшно сказать, Уставу города?...»
И я взываю к понимающим и знающим - что всё это означает?!
Это какой-то, извините за выражение, апофеоз всему!
Этот исторический факт был открыт недавно и требует осмысления. Сегодня это домашнее задание на выходные для пытливых умов.
А сейчас у нас субботний вечер примирения.
И уж если я начал эту тему с нашей юбилейной символикой ещё за год до юбилея, мне, наверное, её и надо закрывать; праздники, кажется, закончились. И мне пора подытожить. И не словами, а делом. И позитивом. Поскольку мне поступают упрёки, что я, мол, сею деструктив и рознь между народом и властью, между художниками и обывателями, между империалистами и сепаратистами. Короче, как наш бабр - ни вашим, ни нашим. И сам ничего полезного не делаю.
И я решил исправиться. В дни примирения помириться и внести свой посильный художнический вклад. Есть у меня два предложения, два подарка:
Первое предложение. «Знаки судьбы» (предложение):
Вот, я сделал. Картинка и пояснение.
Как известно, бабры городского и областного гербов бегут в разные стороны. Правильно или не правильно не важно, но налево и направо фактически и исторически растаскивая наши ресурсы! Один тащит наши богатства в Китай, на Восток, а другой в московию, на Запад; отрабатывая приказ «Прирастать могущество России за счёт Сибири!»
Чего мелочиться?!
И я сделал компромиссный для всех вариант, бабра Тяни-Толкая по примеру нашего двухголового орла, символа дуумвирата, взирающего двумя одноглазыми головами направо и налево, то ли грозно, то ли завистливо, в поисках чего кому куда продать...
Я пока не решил с мелочами - какие цвета: красный, чёрный, который из них сегодня сверху, а кто в этой паре снизу - нам их предпочтения наперёд неведомы. Можно покрасить и в партийные цвета - бело-голубые. Только не в радужные! (Эта палитра ныне сомнительна). Я оставил, как и положено мутанту: наследственные лягушачьи лапы и линялые тигриные полоски на месте ошейника. Звёздочка или крест, ёлка или колючка, что справа, что слева, лес или нефть - это всё в процессе обсуждения и дополнения…
…Это грустная шутка. И уж
я писал про казусы с нашей символикой…
А если серьёзно, то здесь требуется серьёзная работа коллектива разных специалистов, политиков, общественности. Вот в чём была настоящая и полезная юбилейная тема, которая могла бы на патриотической основе объединить народ и власть, город и государство. Но мы эту возможность про…гуляли.
Как минимум, для начала надо потребовать соблюдения имеющихся канонов от дизайнеров.
A существование такого двуличного и неопределённого символа в нашей истории - это вообще серьёзная проблема! Из которой, я уверен, вытекают и все другие наши неурядицы.
Я всё больше понимаю и убеждаюсь, что символы и знаки являются первичными, по отношению к материи. В простейшем виде это сказано в детской книжке у капитана Врунгеля: «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт». Это так и есть. Знаки и символы - это формулы мироздания, это абстрактно-конкретные указания Бога (космоса). С их помощью он построил и расшифровывает нам свои замыслы. Знак-знание - это начало действия! А не его результат. Указывая знаком-жестом, мы отправляем человека в путь. Вправо или влево - в разные стороны. Но это противоположные пути!
Это как имя человека. Может испортить всю жизнь! Как если мальчика назвать женским именем... Или представьте, что если бы вас с детства только и звали «Свинья-хрю-хрю! Эй, свинья, иди сюда!» и дали бы не миллион знаков-знаний, а всего десяток примитивных символов только про по...есть и про по…спать!
А ведь многие так и живут - в очень ограниченной системе собственных примитивных и ложных знаков! Не это ли есть беда тех, кто не советуется с народом. И народа, с которым не считаются…
Нам кажется, что знаки придумывают люди, чтобы что-то ими обозначать? Это самонадеянное людское заблуждение! Не человек придумывает знаки. И не он ими управляет. И даже не дизайнеры. Они лишь переводят знания гармонии в графическую форму.
Знаки нам уже даны свыше! Как и законы физики - они существуют. А человек лишь их открывает и формулирует. Так и художники, и писатели, и все, кто работает со знаками, с семантикой - они открывают и формулируют скрытые смыслы!
Кто-то может взять на себя нахальную роль и попытаться переиначивать знаки на свой сомнительный вкус. Но получается, как у Врунгеля - не «ПОбеда», а «беда». История полна смешных и трагических примеров. Не только в детских книжках.
Наш двуличный бабр или птица-мутант нараскарячку - это не шутка. Это факт. Это реальнейшая реальность. И опасно и страшно то, что с ним сегодня творят! Когда этими указующими жестами, нашими сакральными знаками и их видоизменениями владеют и управляют не особо уполномоченные жрецы-идеологи, не народная мудрость, а какие-то девочки-мальчики киндер-дизайнеры и гос-сис-админы, которые самонадеянно взяли на себя ответственнейшую задачу - найти всему населению города и всей области знак их политической судьбы! Или когда десяток человек определяют место - куда бы приткнуть памятник, сделанный совсем для другого места?
Знаки, монументы, памятники - иероглифы («священные камни») - должны быть зачаты памятью и востребованы народным желанием, рождены временем на своём (на)родном уникальном месте. И верно прочитаны умеющими читать, знающими грамоту!
Куда идти? Указывать знаку или по указке знака?
Не этот ли «бренд» хотят найти наши умные головы? А если понимать это не по торгашески и говорить по-русски - найти смысл и цель.
Второе. «Судьба знака» (примирение):
Раньше я опрометчиво и ошибочно писал про этого несчастного бабра всякую ерунду, никому не убедительные и не интересные в этом городе профессиональные искусствоЕдческие зауми.
Например, такие, глупости:… под хвостом его смачной и бесполой задницы оказался Храм, а сам он совершенно не в стиле псевдо-деревяшек «130-го» квартала. И очень огромен для этого уютного пятачка! И что самое прискорбное - загородил и вход, и вид на тот весёлый декоративный питейно-развлекательный городок. Не говоря уж про могильную предысторию того участка...
…Пройдя у мутанта почти между ног на пути в кабаки и бутики, теряешь всякое благостное настроение для развлечений и возлияний. Вокруг него требуется ходить строевым шагом!
…Детишки пугаются этого политико-геральдического триллера в 3D, плачут и просятся домой! :-)
…Кстати, обращаю внимание: я не вижу причины для критики самой скульптуры! Это совершенно профессиональное и художественное решение в рамках той задачи, которая стояла перед автором. Проблема в его расположении, экстерьере, антураже. И вот тут, как всегда, когда в игру вмешались политические мотивы, всё и вывернулось наизнанку: могучий красивый фантастический уникальный зверь превратился в анекдотичный осмеянный народом персонаж мультиков и пошлых стишков.
…Это трагедия и участь всех монументов, место и время которым не выстрадано историей и не намолено народом, а определено самоволием десятка временных начальников и какими-то инонародными финансовыми интересами.
И т.д. Но хватит! Праздничные пироги съедены, премии получены, деньги потрачены. Все «дети фестиваля» - мутанты-статуи пристроены по местам. Пора закончить с этими праздниками. От которых, кажись, люди уже устали. Выдохлись все.
И я устал воевать с безвкусием и собственной профессиональной привередливостью. Я подумал, переосмыслил и категорически поменял своё критическое мнение! Наступило протрезвление и у меня.
Отныне я считаю, объявляю и постановляю считать скульптуру бабра у входа в «исторический» квартал настоящим произведением и шедевром искусства!
Абсолютно серьёзно!
Этот бабр - ОТЛИЧНОЕ БЕЗУПРЕЧНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО АКТУАЛЬНОГО ИСКУССТВА!
Причём реалистичного, ибо идеально на 238% отразившее наш уровень культуры, взаимоотношений, диспозиций, пропорций и народа, и власти, и вещей, и идей.
Мы это будем помнить долго.
Этоу предназначение памятников.
С чем я всех и поздравляю!
©.Беседин, 09.11.2012, экспромт № 21774
КОММЕНТАРИИ В
HUSHOME:
alm • 10 ноября 2012
Что та власть на погосте парки строила, что эта власть... ничего у них не меняется - только название.
Беседин Олег • 11 ноября 2012
Цитата
"«…Вот что написано в Уставе города Иркутска ... И что теперь думать про этот монумент, противоречащий, страшно сказать, Уставу города?...»".и обсуждение взяты на
http://demchikov.livejournal.com/352690.html B_S_srb • 11 ноября 2012
Абсолютно точное попадание в мои мысли и взгляды на современную ситуацию в Иркутске и области...
Ещёодин • 11 ноября 2012
Тоже не раз обращал внимание, что бабр то налево, то направо повёрнут. Бардак даже в такой мелочи :(
Кстати, г-н Беседин, ваше мнение, как специалиста - бабр с яйцами должен быть?
Беседин Олег • 11 ноября 2012
Вы считаете меня специалистом по гениталиям бабров???
Тут было бурное обсуждение специалистов:
http://hushome.com/vb/threads/46202-vernite-babru-jajjca!?highlight=jajjca saltless • 11 ноября 2012
Жители славного города Глупова, вследствие своей великой дремучести и консерватизма, очень не любили перемен. Когда очередной градоначальник сносил какой-нибудь вопиюще развалившийся или сгнивший сарайчик в центре, глуповцы поднимали вой и плач.
Надо сказать, что многие глуповцы мнили себя Защитниками Культуры и Нравственности, и пребывали в убеждении, что их гнилые сараюшки и избы представляют собой великую культурную ценность для человечества. Вследствие отдалённости от культурных центров, глуповцы не очень ясно представляли себе, что такое культура, но охраняли её истово.
А уж если сносили какой благоухающий выгребными ямами помойный заплесневелый квартальчик избушек, и строили на этом месте музеи, планетарии, рестораны и книжные лавки, то праведному гневу глуповцев не было предела.
К новым монументам глуповцы также относились подозрительно и настороженно. Из толпы выбегали юркие культуро-охранительные старички и начинали вещать:
“…на патриотической основе объединить народ и власть, город и государство!... Знак-знание - это начало действия! Знаки нам уже даны свыше!... И опасно и страшно то, что с сегодня творят! Когда этими указующими жестами, нашими сакральными знаками и их видоизменениями владеют и управляют не особо уполномоченные жрецы-идеологи, не народная мудрость, а какие-то девочки-мальчики киндер-дизайнеры и гос-сис-админы,… нежные перси…которые самонадеянно взяли на себя ответственнейшую задачу - найти всему населению города и всей области знак их политической судьбы!...”
Глуповцы смотрели на старичков уважительно и кивали головами. Впрочем, через некоторое время глуповцы привыкали к монументу, заносили его в культурные ценности и с гордостью демонстрировали приезжим.
Беседин Олег • 11 ноября 2012
Красивый текст, Салтлесс! Как и всё у Вас :-)
Но совершенно неопределённой ориентации. Как наш бабр и как всё у вас...
g0ga • 11 ноября 2012Не всё! Кто очень хочет приобщиться к скульптуре животного с ярко выраженными половыми признаками, может пойти потрогать за яйца собаку Гайдая возле цирка :-) Они у нее уже блестят, как... яйца у кота :D
JHNBLZ • 11 ноября 2012
Перекрестный бабр на "альтернативном варианте" - это, конечно, пздц! Если сделать двух, то лучше чтоб они мордами друг к другу шли))
bugs • 11 ноября 2012
Сделайте Бабру яйца! Он мужик!
Ещёодин • 11 ноября 2012Есть идея - бабр с двумя головами, но без жопы! С какой стороны не подойдёшь - красиво ;)
Беседин Олег • 12 ноября 2012
!!! Вот ещё достойный вариант предложили (
http://demchikov.livejournal.com/352690.html?thread=1620658#t1620658):"...лучше убрать соболей вообще и сделать тех же бабров держащих зубами друг друга за хвосты..."
= Пора открывать конкурс герБабра!
John Woo • 12 ноября 2012
В Москве лепят платные парковки и все это обсуждают, а у нас уже несколько столетий обсуждают ошибочно нарисованного то ли тигра, то ли кошку. Олег, не кажется вам что слишком уж мелочно про это говорить? Это же глупости! Вот памятник нулевой налоговой ставки на добытый на ковыкте газ - это интересно. Памятник Тайге без леса - провокационно. Памятник десятому украденому миллиарду на ЖКХ - просто смело. А бабр - фантики детские..
Беседин Олег • 12 ноября 2012
Ну, памятник бабру не я предложил и сделал. А обсуждается то, что актуально. Эту тему тоже не я придумал. Я лишь в ней участвую. Тем более, что это моя профессия - архитектура и искусствоведение. Но и сама тема, действительно, как я попытался показать, принадлежит к ключевым и "судьбоносным" - всё-таки это государственная и городская символика.
А Ваши предложения и вправду интересны! И я приветствую именно такие "знаки" и темы для актуальных современных произведений монументального и декоративно-прикладного искусства.
Но вот что-то похожее и, кажется, не из стёбанутых фантазий: ныне у нас объявили всенародный конкурс (наконец-то дошли мои призывы до административных "меценатов"!) на памятник (?)... "Иркутскому перинатальному центру".
Опять странная и спорная необходимость такого монумента. Но в принципе вполне интересная тема, если её решать не в традиционной кладбищенской или античной мемориально-скульптурной стилистике (- подсказка участникам конкурса).
Ответ на сообщение от bugs (Сделайте Бабру яйца! Он мужик!)
Но почему только яйца?
А если бы была бабриха???
По этому поводу я вспоминаю анекдот (который рассказывал студентам при обсуждении необходимости реалистической анатомии в произведениях искусства):
- Студенты офтальмологического факультета на юбилей своего любимого профессора нарисовали и вывесили на входе в институт и по всему городу плакат (баннер, как теперь говорят): огромный глаз, в зрачке портрет профессора, а по радужке вокруг написали поздравления. (Стандартный вариант мышления обывателей и "дизайнеров", не правда ли?).
Профессор был до слёз растроган и в ответном слове сказал:
-Я благодарю Вас за такое поздравление! Ваше произведение искусства наконец-то убедило меня, что я выбрал правильную профессию - глазного врача! Потому что я всегда сомневался и меня грызли сомнения, что я не послушал совета моих родителей и не пошёл по их стопам: мамы-гинеколога или папы-проктолога!
- Это ещё одно доказательство и довод, что произведения искусства (и дизайна) не есть тупой слепок с действительности!
А художественное переосмысление реальности (или фантазии), создание нового образа, поиск семантики, переход между разномерными пространствами, формулирование и гармонизация знаков в графической (или иной - объёмной, звуковой, словесной) форме.
Проще говоря, всё надо делать с умом и по "месту". Культура (искусство) - это прежде всего соответствие (стиль) и мера.
В данном случае абсолютно правильно, что не акцентированы анатомические детали. Зачем провоцировать идиотов на ненужные ассоциации и поступки по отношению к символу города?
Это нравственно- вандальный аспект.
Проблема не в деталях зверя, а в общей неуместности монумента - он ни к месту, ни во времени!
Но есть более важный (для меня) - художественный аспект.
Я уже привёл пример из анекдота. Искусство - это НЕ реальность! Это нечто противоположное реальности!
Не надо (и нельзя, и не рационально, и тупо) делать слепок, клон, копию реальности -того что уже есть и сделано до тебя. Не зря это запрещено в религиях.
И я бы предложил, делать подобные монументы ещё менее реалистично, более декоративно и условно!
Примерно по этому поводу я уже писал:
"Реликт истории! Чудный памятник для чудаков (на букву м...) (Бабр-3)"И меня в этом "половом" вопросе более позабавила разница позиций наших и бурятских начальников к теме мудей...
И жаль (или это естесственно?), что и мы до этой темы вновь скатились (или поднялись?)... От искусства - к естеству.
Что в очередной раз доказывает и показывает, что утилитарность и опошление (вульгаризация и утилизация) - более близкая и понятная тема.
Смотрим вверх, слепо поклоняемся монументальным символам. Но при этом писаем на углы постаментов.
Ну а любителей бесконечно тереть гениталии, отсылаю к воронежскому коню скульптора Дикунова.
Впрочем, подобных шуток по миру множество. И это интересно и нормально. Но есть время и место, когда это не нормально.
Наша проблема в неумении определять эту общую меру для данных обстоятельств. Что и есть уровень и критерий культуры общества.
Выработка и определение этих критериев и есть функция Управления культуры. Чего мы и ждём от них. За что они получают свои министерские кресла и зарплаты.
А они отмалчиваются и плодят проблемные монументы и безответные вопросы.
* * *
1) Это вечный спор, что есть причина, а что следствие; что первично, а что вторично: Дух или материя, духовность или меркантильный материализм, идея или реализация, курица или яйцо? Знаки-знания или знаки-символы? Знаки (дорожные) или гаишники их устанавливающие.
Моё убеждение - это "тоже, но с другого боку". Как крылья - надо махать обоими, что бы взлететь.
В нашей технизированной цивилизации гипертрофировано правое (логическое техническое) крыло. "Что-то физики в почёте, а что-то лирики в загоне". А отсюда и все проблемы перекоса. Которые не будут решены, покуда при управлении государством и городом не будут фифти-фифти наравне с бизнесменами и инженерами участвовать чистые "лирики". Покуда "культура" будет вторична и на задворках.
Я убеждён, что при управлении города должны стоять не только технари-строители и бухгалтеры, но и философы-поэты-художники-музыканты-медики-учителя - гуманитарии - на равных! (но сколько их в администрации и в Думе?)
С равным правом голоса.
А вообще-то я этой публикацией и хотел тему завершить! Но всё (не по моей вине!) возвращается к Ab ovo! К яйцам бабра...
Повторяю: не я эту "придуманную актуальность" придумал и не я реализовал.
Однако и по указанным Вами более актуальным проблемам я участвую своим мнением. Но именно эта тема мне профессионально понятнее и ближе.
А про те темы пусть напишут обеспокоенные в своей области специалисты.
2) Но Вы уже перегибаете. Всё-таки у (настоящих) памятников иная функция (точнее - две противоположные): мемориальная (надгробия) и фетиши поклонения.
То, что их могут использовать в вульгарно-утилитарных и политических целях, это уже проблема времени и конкретного пипла.
Либо статут статуй пониже - в качестве малых архитектурных форм и дизайна среды.
Однако в аспекте современного провокационно-политического искусства и сатирического стёба, можно и такие "монументы" возводить.
Ищите спонсоров, организуйте конкурс, я поучаствую!
John Woo • 12 ноября 2012Согласен, настоящие памятники вечные, в отличии от шарашкиных контор. Если вернуться к бабру, то я бы сказал что его основной минус, и это характерно не только для зверюги, но и для*отреставрированных*ворот, и для дурацкого квартала - это их безыдейность с вытекающей бесполезностью.
...Лет 7 назад в Челябинске сделали сад влюблённых. Теперь каждая свадьба у них туда ездит фотаться - все довольны. Сделали бы такой же унифицированный проект, вместо или в дополнение к вечному огню и царю - были бы молодцы. Даже яйцо на Канадзаве мне кажется с этой точки зрения более перспективным - японцам нравится. Памятник туристу тоже популярен, постоянно около него народ ошивается. А бабр, ворота и квартал - бездушные, потому никому и не нравятся. И сколько бы кто не вложил туда художественного ситуация бы не поменялась.
Беседин Олег • 12 ноября 2012...его основной минус, и это характерно не только для зверюги, но и для*отреставрированных *ворот, и для дурацкого квартала - это их безыдейность с вытекающей бесполезностью...- Они фальшивые в своей вторичности. Мы погрязли в стилизациях, компиляциях, памятниках кому-то и каким-то воспоминаниям и иным вещам.
Разучившись (не стимулируя) создавать своё, мы ставим фанерные макетики и организуем продажу чужого. О том же была и тема про бренды...
... Смешно - нас теперь поляки будут учить деревянную архитектуру сохранять!
И это в Иркутске, который хвастается своей "архитектурной школой" и "деревянным кружевом"? где десятки докторов и профессоров архитектуры и истории. И деревьев побольше...
И цель их создания не истинная духовная, а меркантильно-коммерческая.