... Вижу я совсем иначе, нежели изображаю! :-) Женщины ошибаются и обольщаются, когда думают, что "художник так видит"... Во-первых, редкий по мастерству найдётся художник, который может нарисовать именно так, как хочет; идентично своему желанию и видению, когда рука точно способна исполнить то, что ей приказывает глаз и мозг. И, тем более, эфемерные чувства. Этому приходиться учится всю жизнь - рукоделию и самопониманию. И взаимопониманию. Самое большое заблуждение обывателя то, что они считают это ремесленной задачей - мол, можно научиться рисовать "на всю жизнь" - как однажды научившись ездить на велосипеде, потом кататься и не думать, как держать равновесие. Во-вторых, полушутя я отвечаю: "Если я Вас нарисую так, как вижу - Вы на меня обидетесь и заплачете..." Так что же я рисую? Чаще - я сам не знаю. Творчество, и даже простое рисование, это всегда разгадывание загадки, это всегда задача с неизвестным результатом, это какая-то цель, к которой нельзя придти стандартными решениями. И здесь равновесие всегда в твоих руках, его легко нарушить или просто не найти! Ведь всегда разные лица, разные изображения. И даже, рисуя один предмет всю жизнь, можно варьировать и ошибаться. А тут каждые пять минут новое лицо, новый человек! И художники бывают очень разные. Не все способны видеть глубоко и проницательно, ни, тем более, это адекватно изобразить. Мне часто очень жаль наивных людей, доверчивую женщину, отдавшуюся какому-нибудь уличному самозванцу; часа два вымучивающему карандашом серую маску с её лица. И когда она потом разочарованно смотрит на результат его потуг... Но как под гипнозом платит деньги и грустно признаёт: "Так меня видит художник, вот какая я на самом деле..." И уходит с испорченным настроением, получив заряд негатива и разочарования в себе, "задокументированное" "художником"... - Какое заблуждение!
Искусство - это не документ и не зеркало! Даже зеркало врёт и выворачивает всё слева-направо! А документы сплошь подделки и фальшивки!
Искусство - это игра, это обман, это НЕ правда! Искусство - это искусственно - не естественное, не реальное! Созданное не для утилитарного потребления потребителями в быту. Искусство это мечта, фантазия, новые неизведанности, чувства и мысли. "Езда в незнаемое" - сказал Маяковский.
И проблема честного художника - трудно быть таким мастером, чтобы найдя это новое, суметь это точно сформулировать, изобразить. Авторское творчество делится на две части: найти и исполнить.
А задача позитивного искусства в этом случае должна быть противоположной горькой суровой правде. Оно обязано вдохновлять, обнадёживать, окрылять. И открывать новый взгляд человека на мир, на себя, на свою внешность! Подать даже недостатки так, что это станет изюминкой; искренне (!) увидеть и показать человеку его лучшие черты и тот идеал, к которому он должен стремиться - вот как я определяю свою задачу в этих портретах.
Настоящий художник, как мудрец видит и понимает гораздо больше, чем даже самый влюблённый мужчина или строгий врач. И как волшебник превращает недостатки в достоинства :-)
Я не добиваюсь фотографического сходства (это было бы очень просто), а экспромтно ищу знаковую узнаваемость, новый образ. Как стилист, превращая золушку в почти неузнаваемую принцессу. Балансируя рукотворное опасное равновесие между правдой и фантазией. Всегда рискуя быть непонятым и непризнанным. И не знаешь, радоваться или огорчаться, когда в конце нашей "езды в незнаемое" звучит удивлённо-радостный вопрос: "Это я?!" Не недоверие, а изумление. Как я часто это слышу!
В этом секрет искусства - "ложь во благо"? Или ради денег? Или ради гармонии! И это даже не обман; это, скорее, по принципу: "Я говорю правду! Но я не говорю всю правду. И это не значит, что я говорю только правду!
А в простых постулатах графики это звучит как "Графика - это умение опускать детали". Или чуть сложнее: пропускать лишнее, обобщать детали (синтез) и выявлять акценты (анализ). Синтез и анализ - и тут никуда не уйти от философии! :-) В портрете - обобщения, акценты положительные. В шарже - отрицательные.
В искусстве художник обязан быть субъективным. Это есть главное и принципиальное отличие изо-искусства от фотографии, где главным принципом является честная документальность и объективность Под катом (нажмите строчку ниже) продолжение, мои реплики и фразы из разных публикаций и форумов по теме: [Нажмите, чтобы читать мои цитаты о портрете из разных форумов]
...Вот и хорошо, что вы наконец-то научились отличать карикатуры от шаржей, а шаржи от портретов. "Шаржи и портреты" на корпоративах - вообще-то специфический жанр ...я об этом не раз писал и всегда предупреждаю - это не искусство!!!* Нормальные и грамотные люди это прекрасно понимают: на 90% - это цирк, это шоу, это аттракцион. Я так и называю это - "Арт-Шоу" ...На этих арт-шоу деньги мне платят не за "графические портреты", а за то, что я как и другие артисты, в течение 2-3 часов развлекаю праздную публику! Это я заявляю в рекламе и это знают все организаторы; это я говорю и тем, кого рисую. Это почти все понимают и воспринимают доброжелательно и весело. Но вот находятся такие как вы "знатоки и ценители искусства" и на пьяной вечеринке хотят за 5 минут гарантированно и на халяву получить "портрет, чтоб как живой!" и требуют "сделай мне красиво!" - Смешно и глупо! ...Я всегда категорически отказываюсь рисовать в такой обстановке юбиляра и виновников торжества! Объясняя именно тем, что я тут работаю как артист для гостей. ...А для серьёзного портрета нужна нормальная и совсем иная обстановка.
...Но, тем не менее, я каждый раз прекрасно вижу, слышу и чувствую - какую это вызывает радость, как это нравится очень многим людям! Я вижу и понимаю, что та графическая линия, стиль, лаконичность и эффектность, при том сходстве, лёгкости и артистичности, которых я достиг в этом жанре, наврядли имеют конкурентов и недоброжелателей, и поднимаются до весьма высокого художественного уровня. За который мне не стыдно. Иначе я не занимался бы этим 25 лет, и не приглашали бы меня до сих пор. И в подавляющем большинстве получаются весьма интересные шаржи и экспромтные быстрые портреты! Тому подтверждение можно видеть и здесь и в других моих интернет-галереях. (http://hiero.ru/Besedin/MoiLubimye)
..."Мои любимые" - потому что это мой любимый жанр - моментальные экспромтные портреты. Здесь я более всего приближаюсь к настоящему честному искусству, не смотря на то, что называю это "арт-шоу". И здесь я более всего вижу и понимаю смысл сегодняшнего изобразительного искусства, когда видишь непосредственную реакцию и радость людей, когда невозможно соврать, подсунуть фотошоп или чужую стилизацию. А можно лишь попытаться сделать ещё красивее то, что видишь. Хотя это почти невозможно... Искусство графического портрета, в котором соединяется жест, символ, знак, условность и реальность!
...И потому, что когда рисуешь, то обязательно влюбляешься! Без этого невозможно. Вот такая сложная высокая и трагическая участь - безответно влюбиться десять раз за вечер ...И, кстати, поэтому я не рисую мужчин... А если рисую, то на них только смешные издевательские шаржи! А когда они меня просят, нарисовать их тоже "красиво", я отвечаю, что у меня нормальная ориентация, и я не умею так влюбляться в мужчин, как в моих милых натурщиц :-) ...И ещё я говорю, что некрасивых женщин не бывает ! Бывают лишь бездарные художники и безглазые мужики!
...Я создаю только новую форму. Содержанием она наполняется сама, как даже самый замысловатый сосуд воздухом. Или её наполняет зритель - каждый своим вином. Кто-то церковным кагором, кто-то своей виной... Истина - в вине! ...я художник, я Творец, я создаю новый девственный мир и гармонию форм. И отдаю это слепым человечкам: пользуйтесь на своё усмотрение, живите и размножайтесь... ...Например, я люблю церкви рисовать (и вообще их архитектуру), но когда русофилы и попы хотят меня за это "к себе в партию привлечь", я говорю, что мне плевать на их религию и патриотизм. Они в недоумении. ...я в шаржах занимаюсь ландшафтом лица и не копаюсь в душах. Но они (форма и содержание) вне меня взаимосвязаны и это проявляется само собой. Я формалист (точнее гармонист) и мне плевать на содержание. Я стараюсь специально избегать какого-либо литературного подтекста и, тем более, лобовых плакатных атрибутов. ...Вполне возможно при этом сохранив и гипертрофировав какие-то черты хозяина, не только внешние, но и его характера. Не надо искать в них политики, морали, какого-то моего "проникновения в душу человека" и проникновенного "видения". ...Для меня это просто забавная интерпретация лица, способная вызвать улыбку. Это смешные рожицы, снятые с лица, как резиновые маски, начавшие жить своей жизнью. (про шаржи). ...Шарж - не карикатура. И не обязательно с сюжетом и политическим смыслом, и не обязательно должен быть смешным... Это просто как джаз - есть тема, а есть аранжировки и вариации этой темы. Они могут быть разными и безотносительными к личности шаржиру ... Елена К.: Ваши работы великолепны! Я не могу себя назвать художником, но даже мне видно, что тут работал мастер а не фотопрограмма. Лёгкость ваших портретов вдохновляет, и ещё.. я думаю что клиенты очень довольны потому как вы их немного преукрашиваете, и это вовсе не мешает сходству портрета с оригиналом, так каk только настоящий художник-портретист находит в каждом человеке особенные, свойственные только ему черты и переносит их на полотно.
.... ...Да я экпериментирую и с современными технологиями. Но это не единственное и не самоцель. И своё умение рисовать только руками я доказываю ежедневно. DigitalArt - этим бы сейчас занимался и Леонардо: фотографировал, использовал и придумывал новые приёмы и материалы - имея "цифру", акрил, фотопечать, а не только - до сих пор тупо размазывая яqца по деревянной грунтованной доске... ...И по поводу "приукрашивания" - это ведь от мировозрения и умения зависит: кто-то видит свою цель выискивать уродство, или делает это от неумения видеть и создавать гармонию, а я среди тех немногих оставшихся, кто её ищет и выявляет. Задача художника (да и любого позитивного человека) искать в человеке красивое и показывать это. Показывать людям их лучшую сторону, тот идеал, который они не замечают в себе и к которому должны стремиться. ...Очень часто, мужья, посмотрев на мой портрет вдруг делают открытие и искренне говорят забытые за 20 лет супружества слова "А какая ты у меня, оказывается, красивая!", при этом не упрекая меня, что я не нарисовал все морщины его престарелой жены. ...Каждый раз, когда я рисую, казалось бы некрасивую поначалу женщину, я к концу искренне в неё влюбляюсь! Я несчастный человек! Ведь с ней потом расставаться приходиться, возвращая осчастливленному мужу... ...Это не шарлатанская, а истинная индивидуальная и действенная арт-терапия для моих пациенток.
...очень часто, почти всегда, когда я рисую, я вдруг обнаруживаю черты какого-то знакомого лица; или моих знакомых, или известных персонажей. Как будто мне подсадили двойника. И я до сих пор не понимаю - мешает мне это или помогает? Наверное, всё же мешает, поскольку уводит от оригинала в сторону его известного двойника. Но потом я думаю - а может быть это и льстит многим и они сами это сходство хотели бы подчеркнуть? Но спрашивать об этом неудобно. Мне кажется, что напоминание "а вы похожи на..." для самодостаточных людей должно быть неприятным. ...Это же трагедия - не иметь своего лица и голоса!? Или того хуже - потерять, когда вдруг появляется похожая знаменитость. да ещё если с противоположным характером и образом жизни. Или у таких двойников совпадает всё и они не конфликтуют, и гордятся своим альтерэго?
Оксана Добуш (Герич): Думаю, что в портете каждому приятно увидеть себя, а не что-то "вроде тебя"...
....Олег Беседин: Ну, так и рисуйте себя сами! Наши обыватели настолько ... странные, что забирая портрет, в 99% даже не спрашивают фамилию, кто их нарисовал! У нас невероятное невежество в области искусства и эстетики. Люди даже не понимают зачем ИЗО нужно. И не отличают фотографию (документ) от рисунка художника (автора)... ...по большому счёту, портрет - это как художник вас видит! Иначе, идите вы все в ... в фотоателье!
...Наивному народу это ремесло понятно, любопытно и забавно - когда получается "похоже"! Их главный комплимент "как живая!" и "как на фото!" Но если их критерий "как на фото" - то может быть их и отправлять к фотографу?! Зачем так долго мучатся, позируя 2 часа? ...У нас странные люди! Их волнует сколько сохраниться эта работа и как её уберечь от тараканов? Дорогие мои, вы живёте в 21 веке! Переведите в цифру, перефотографируйте и не парьтесь! Получится фото! Вот круг и замкнулся! И стоило ли начинать "рисовать похоже, как на фото"?! ...Короче - срисовывать с фотографии, или срисовывать с живого лица с фотографической точностью - это к искусству не имеет никакого отношения. Это фокус, ремесло, иллюзион. Он имеет право быть - в цирке, в шоу, например. Но по большому счёту это обман наивных заказчиков, не понимающих суть искусства и думающих, что таким образом они к нему приобщились... А художник в данном случае ради денег потакает этому обману.
...Я люблю джаз! Именно такая музыка по моему твёрдому убеждению и есть настоящее актуальное современное искусство - безнотный авторский импровиз на тему, заданную сиюминутными настроениями и обстоятельствами; в гармонии с природой, с другими авторами, со зрителями! Именно таким должно быть современное искусство - и мастерство, и вдохновение, на одном дыхании в сотворчестве со всеми участниками! Именно такое искусство во всех его видах, жанрах и направлениях я, как художник, и исповедую и проповедую, рисуя свои моментальные портреты, шаржи, живые акварели под музыкальные экспромты - когда таинство сотворчества происходит на глазах и при участии зрителей - честный экспромт, с чистого листа. Как я это называю: "RealTime-RealPlace-RealFace" - "реальное время, реальное место, реальный человек, реальные заинтересованные зрители!" И можно даже добавить "Real Price" - реальная не спекулятивно-торгашеская, не обывательско-базарная оценка, но достойная цена.