Сочи, 17.04.2013 Президент Владимир Путин провел рабочую встречу с губернатором Иркутской области Сергеем Ерощенко … глава государства акцентировал внимание губернатора на необходимости разработки генерального плана развития Иркутска на 10-20 лет…Об этом заявил сегодня президент РФ Владимир Путин на рабочей встрече с губернатором Иркутской области Сергеем Ерощенко, трижды задав ему вопрос о наличии такого плана. http://news.mail.ru/politics/12784604/ Информационное агентство «Телеинформ» Неужели сам Президент РФ должен был напомнить нашим градоустроителям о необходимости иметь, наконец-то, честный и реальный генплан города?! Это ведь варварство - жить и строить без внятнго генплана и ПДП (проекты детальной планировки) по районам и кварталам до сих пор (особенно в центре)? О какой цивилизации XXI-го века может идти речь в городе, который застраивается без Генерального плана?! Без проекта?! Не представив общественности согласованную и всех удовлетворяющую архитектурную концепцию?! При этом иметь, свой архитектурный факультет и научные кафедры, защищать кучу кандидатских и докторских диссертаций, занимаясь прожектёрским «словесным дизайном», а на практике вести хаотичное (без плана?!) активное строительство на исторической территории, агрессивно и бессистемно изменять лицо города?
[Нажмите, чтобы прочитать и увидеть фото]Я считаю, что это осознанное варварство и коррупционное вредительство. Поскольку, не имея общей концепции и детальных проработок, градочиновникам на местах легко "индивидуально согласовывать" и застраивать всё что угодно и где угодно - "по договорённости " с заказчиком. Протаскивая "под ковром" торгашеские прожекты бесчисленных "супер-пупер-мега-маркетов" и "бизнес-сити-центров", уродующих и уничтожающих лицо и историю самобытного уникального города. Превращая его в набор бесстильных поспешных самопальных полу-промышленных бетонно-стеклянных коробок-ангаров универсального назначения - для бесчисленных офисов и бутиков. Драгоценная территория исторического центра захватывается для последующей ренты наследными градо-помещиками. Хватай наглее и строй быстрее - пока нет внятного строго контролируемого генплана города!
Я помню, как мы, первые выпускники архитектурного факультета ИПИ (1978 года) мечтали и обсуждали - каким будет Иркутск, предвкушая участие в создании красивой грамотной концепции исторического центра города! Мой преддипломный проект назывался «Сохранение и реконструкция исторического центра Иркутска»… Но уже тогда он не пришёлся по вкусу нашим главным городским архитекторам, дипломным руководителям В.А. Павлову и В.Ф. Буху. Меня обозвали «журналистом от архитектуры» за призыв не разрушать, а сохранять; не застраивать центр города, а разумно восстанавливать, реанимировать, лишь эксклюзивно вживляя аутентичные и сомасшабные строения. «Архитектор должен строить новое! А не носиться как дурак с писаной торбой с этими деревяшками!» - было требование социндустриального освоения Сибири, как отголоски «…весь мир разрушим до основания, а затем…». «Ваш Иркутск с его вторичным «сибирским барокко» и дешёвой прорезной резьбой ничего не стоит с точки зрения европейской культуры. Как, например, иркутянам смешны и не представляют ценности сараи в каком-нибудь Бохане» - говорил Владимир Азариевич Павлов. - Мощная личность, талантливый зодчий, но это он, питерский варяг, заложил у нас традицию безжалостного отношения к наивной архитектуре аборигенов. И эти заветы первых иркутских архитектурных учителей до сих пор воплощают их практикующие ученики. …А мне даже пришлось поменять тему диплома. А потом и профессию. Так я и остался «журналистом от архитектуры». Не получилось участия... Кто-то, как я, отказался быть подельником в бессмысленной или конъектурной застройке и уничтожении города (не имея госзаказа и потребности на культурную разумную архитектуру), кто-то смирился, кто-то продался...
И до сих пор не нужны строительным властям правильные и грамотные культурно-архитектурные решения, требующие жёстких ограничений от застройщиков-беспредельщиков, алчно видящих только рентабельную прибыль в бессистемном поспешном строительстве, в захвате жизненного пространства. И, кажется, не могут они справиться со строительной мафией. Как и с еженощными пожарами в «трущобах» - с зачисткой территории под очередной ларёк - планомерным выжиганием наших отчих домов; архитектурного наследия, занесённого в реестр ЮНЕКО. Кто наказан?
Очень выгодно всяким прохиндеям при горстройке не иметь утверждённого плана! И главное - не согласованного с населением, с общественностью города - каким же они его хотят видеть? Поэтому и зарос центр города бессистемными новостроями, уничтожившими лицо Иркутска, превращая его в безликий остекленело-кубический "сити" или фальшиво-исторический торгово-питейный декоративно-картонный городок-теремок...
* * * Я, видимо, рассуждаю наивно и уже не профессионально, но что первое должен сделать главный архитектор, главный строительный чиновник города, района, квартала? - Не места под гаражи и кабаки распределять, кулуарно и субъективно «согласовывая фасады» и проекты ларьков. А собрать команду, объявить всемирный конкурс, организовать работу и представить обществу и городским властям полноценный и внятный концепт города! С учётом всех современных и исторических градостроительных, культурных и эстетических требований. А не только экономические схемы распределения зон и площадок, которые нам показывают. - Ответить нам, наконец, хотя бы на простой и первый вопрос: мы будем сохранять исторический Иркутск? Да или нет? Как? Или будем на его месте строить новый город? Какой? А если новый, то можно узнать - как он будет выглядеть? Да, это не совсем те вопросы, на которые отвечает официальный документ «генплан города». Но нам горожанам мало что говорят красивые запутанные экономические и транспортные схемы, которые нам поазывают. Они должны быть, но главное, чем должна заниматься архитектура - созданием художественной среды! Причём, в контексте истории и культуры. Созданием и сохранением стиля и гармонии. Об этом, кажется, забыли наши архитекторы? А вне исторического контекста это уже не архитектура, а просто стройка. Мы хотим жить в культурной среде, в современном цивилизованном городе! Покажите нам это!
* * * Странный недоверчивый у нас президент - ведь генплан Иркутска вроде бы есть? Что-то утверждали, показывали, проводили общественные слушания? А Путин, всё равно, про Генплан спрашивает! И мы до сих пор не имеем представления, - каким же будет наш город, наша улица завтра или через десять лет? Или это и есть тот «словесный дизайн», мастерством которого прекрасно овладели наши чиновники? Когда на словах и в их диссертациях всё прекрасно, а выйдешь на улицу, посмотришь вокруг и «…хочется плакать и убивать!» Нас наивных интересует реальность. Мы верим своим глазам. И видим какую-то несуразность. Трудно поверить, что вот эти "шедевры" современной архитектуры входят в генеральный план застройки центра города. что это согласованные проекты адекватных архитекторов:
Вот и даже Путин интересуется. Трижды переспрашивает. Так, может быть, хоть сейчас нам ответят специалисты: каков будет художественный облик города; улиц, центральных кварталов, микрорайонов? Небоскрёбы или даун-хаосы? Или потешные городки «стотридцатых кварталов», увешанные иноязыкой евро-пейско-торггашеской рекламой? Или, например, что будет на месте ЦПКО - кто признается? Не расчистили ли кладбище и парк от детских каруселей, чтобы построить там элитный жилой комплекс? - Есть такое подозрение… Как, наконец, собираются решать транспортную проблему? Что бы сегодня отчёт на словах, завтра - схему-проект, а послезавтра мы это увидели наяву! Ну, ладно, мы не видим результат. Но от президента тоже настоящий генплан спрятали, что ли?! - Где это можно увидеть? Как принять участие в обсуждении и критике этого насущного для всех горожан проекта и вопроса - каким должен быть наш город, что и где будет построено в ближайшие 10-20 лет? Так, есть ли у нас реально действующий генплан или нет? Почему президент спрашивает? - Для него нет генплана?! И для нас его нет! - В том понимании и в том виде, каким мы хотим знать наш генеральный план по архитектурному преобразованию города. Вот, кстати (или не кстати?) похожая тема ***
Ау, чиновные архитекторы - "главные строители"! Почему бы вам ни сделать такой план, макет и повесить его на центральном месте, чтобы все видели, любовались, критиковали или радовались. И гордились - вот таким будет наш город! Каким?
* * * Я рад, что мои многолетние мольбы за Иркутск дошли к Богу и (видимо, попутно) до Президента! И к нашим хозяевам: Господа и слуги народные! Представьте нам внятную концепцию нашей жизни! И может быть, теперь при поддержке Владимира Владимировича и губернатора я добьюсь своего - хоть перед смертью увижу и полюбуюсь, каким же будет наш город? Хотя бы в фантазиях и обещаниях наших прославленных иркутских зодчих. Получивших уже все вожделенные регалии и звания, награды и премии международных конкурсов. Но так и не удосужившихся сделать удовлетворяющий президента генеральный план Иркутска и предложить горожанам цивилизованный современный вид на их жительство.
1) Генплан Waterfront City, который будет расположен между Дубаи и Абу Даби в ОАЭ. Не «русская» архитектура, но 3D-макетам понятно и видно каким будет город:
2) Астана. Макет генплана города:
***) Приложение 2: А не похожая ли тема в Бишкеке?
Кому выгодно скрывать генплан Бишкека? 12/04/13 07:28, Бишкек - ИА «24.kg», Диля ЮСУПОВА Бурное строительство - признак того, что экономика активно развивается. Вот и в Бишкеке куда ни глянь - повсюду долгострои, корявые высотки и множество строительных площадок в самых разных районах города. Активность заметна прежде всего в престижных районах города - в центре и парковых зонах. Ни для кого не секрет, что участки вокруг парков - столичных «зеленых легких» - всегда в цене. Возможность построить дом своей мечты или ресторан с гостиницей есть только у толстосумов. Они привычно решают свои вопросы посредством конвертов. И с некоторых пор у чиновников мэрии появилась страшная тайна - генплан столицы. Его засекретили, что, очевидно, позволило муниципальным властям распоряжаться участками в престижных районах так, как им хочется. Ярким примером стала застройка парка Ататюрка, Карагачевой рощи. Уже обнесли забором и Молодежный парк. И вдруг член фракции СДПК (партии власти) Данияр Тербишалиев публично обвинил мэрию Бишкека и даже самого Ису Омуркулова в незаконной выдаче земель в парковых зонах для дальнейшего отчуждения в частную собственность. Чиновники, естественно, принялись опровергать. Парламентарий пугает их тем, что представит факты и доказательства. Однако пока не торопится. ИА «24.kg» поинтересовалось у респондентов: так кому же выгодно засекречивать генеральный план города?
Иван Понедельченко, частный предприниматель: - Безусловно, сокрытие генерального плана Бишкека выгодно в первую очередь градоначальнику и тем департаментам мэрии, которые связаны со строительством. Благодаря такой ситуации есть возможность продавать разрешения на возведение новых объектов, в том числе жилья. А еще это выгодно тем, кто является застройщиком. Получается круговая порука: «свои» получают возможность строить в престижных районах и имеют многомиллионный доход. Да, такие откровенно серые схемы рано или поздно раскроют. Но проблема в том, что уже будут нарушены все нормы строительства и безнадежно испорчен ландшафт. Да и вообще качество построек оставляет желать лучшего. А вся «борьба» с нарушителями сводится к незначительным штрафам и предписаниям. В итоге «наведения порядка» беспринципные чиновники и недобросовестные застройщики продолжают свою деятельность.
Сапарбек Султанов, эксперт, заслуженный строитель КР: - Засекречивание генерального плана выгодно в первую очередь самим чиновникам Бишкека. Но здесь нужно понимать, о чем мы спорим. Общий генеральный план - это стратегический план. А есть еще проект детальной планировки, в котором каждый район города тщательно прорисовывается и разрабатывается. На это необходимы деньги, и немалые. Разработчики же обходятся эскизами, общими картинками, которые утверждаются. Но этим как раз и пользуются недобросовестные чиновники. В этом случае уместна пословица «закон что дышло: куда повернул, туда и вышло». На самом же деле в самом генплане ничего секретного нет. Чиновники сознательно вводят в заблуждение общественность, подразумевая под ним топографическую карту. Она действительно является секретной информацией. Но и ею пользуются как раз сами чиновник, когда им «необходимо» ублажить кого-то из строительных магнатов. Ярким примером может стать Южная магистраль. Вдоль нее, согласно генеральному плану, выделены участки под социальное жилье, под ипотечное строительство, для школ и детских садов. Спустя какое-то время я узнаю, что эту землю уже нарезали под частную застройку каким-то блатным.
Равшан Жээнбеков, депутат Жогорку Кенеша: - План развития города стал секретным документом, потому что во многих авторитарных странах делают на этом деньги. Участвуют многие руководители государств, мэры. Скрывая информацию о земельных участках, которые могли бы приобрести, например, и рядовые граждане, перекраивая генеральный план и меняя расположение будущих объектов как заблагорассудится, чиновники делают большие деньги. Это выгодно всем, кто имеет доступ к документам. Ну а тому, кто решает и ставит подписи, выгодно вдвойне. Вообще сговор в вопросах строительства присутствует во всех ветвях власти. В народе же все прекрасно знают, где и сколько земли принадлежит тому или иному чиновнику. Возьмите село Байтик, трассу на Ош. Рассекречивать план надо немедленно, иначе для нормального капитального строительства места просто не останется, а о парках вообще придется забыть.
Чынгыз Кубатбеков, начальник отдела градостроительства Государственного агентства по строительству и региональному развитию: - Ну есть же закон о государственной тайне, и он применим к генеральному плану города. Закон есть закон. Генеральный план - это стратегический документ, и только на уровне правительства уполномочены решать, стоит его рассекречивать или нет.
Данияр Тербишалиев, депутат парламента, фракция СДПК: - Сокрытие генерального плана в первую очередь выгодно мэрии и Госстрою для реализации своих коррупционных схем. Ведь так легко в мутной воде делать свои мутные дела. Бизнесменам все равно, куда платить - официально или в карман чиновнику. А последний у нас всегда выходит сухим из воды.
Калыбек Алыкулов, директор Кыргызского научно-исследовательского института проектирования и градостроительства: - Контроль за исполнением генплана лежит на правительстве, оно должно нести всю ответственность за правильную или неправильную его реализацию. Генеральный план лежит там, наверху, этим и пользуются. Нарушает в первую очередь тот, кто над генпланом хозяин. А вообще надо привыкать к изменениям. Нам необходимо уплотняться, ведь город растет. А среди населения чиновникам надо проводить разъяснительную работу.
Иса Омуркулов, мэр Бишкека: - Как мэру города мне невыгодно скрывать генеральный план. Меньше всего хочется, чтобы вокруг этого вопроса создавался ажиотаж - как будто под этим скрывается что-то секретное. Мы работаем открыто и прозрачно. Согласно решению правительства, в 1995 году генеральный план получил статус секретного документа. В настоящее время принимаются меры для его рассекречивания.
валерия белоусова: Согласна с каждым словом автора! ...Автор назвал несколько ФИО "архитекторов" - геростратов. Расширим список, их намного больше. И не только "архитекторов" и "строителей": Салацкий, Шкуропат, Говорин, Якубовский, Кондрашов, Воронцов - их рать, случайных людей, "почетных граждан" Иркутска. Приложивших свою дурную энергию к стиранию Иркутска. В результате их "деятельности" Иркутск к 2013 году просто огромная помойка. В дождь - грязная и покрытая мусором, в сухую погоду пыльная и покрытая мусором. Текущая власть вообще не понимает, или делает вид что не понимает происходящего Иркутского архитектурно - строительного шабаша. Иркутск - это Чернобыль в архитектуре и строительстве.