Скульптурой бабра решили украсить "130-й квартал". Ура!

Sep 28, 2012 17:29




Из серии иллюстраций к литературному приложению газ. "Восток-Запад", Иркутск, ~1990 г.
Родила царица в ночь,
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.

© А.С.Пушкин... Круг замкнулся, тема закрыта. Всё на своём месте!
... уродливый и фальшивый по своей сути «130-й квартал» будет украшен и предварён на входе совершенно неуместной и несомасштабной, сомнительной по стилистике фигурой странного зверя.
... Всё на своем месте. Так и должно быть! Бабр нашёл своё верное место, прекрасно проиллюстрировав безвкусие, бескультурие и юродивость этого места, этого города, этого народа, этого времени…

[Нажмите, чтобы прочитать подробнее про невидану зверушку в Иркутске]


Скульптуру бабра решили установить в 130 квартале  Городские власти намерены установить скульптуру бабра на сквере в границах улиц Ленина, 3-го Июля и Седова. Решение о размещении скульптурного символа города на «стрелке» квартала исторической застройки было принято Думой Иркутска еще 5 июля. Как отметил депутат Думы Олег Геевский, для размещения бабра не требуется проведение инженерных коммуникаций, это плоскостное сооружение. И появится оно на месте памятного камня, установленного в районе захоронения первого губернатора Иркутской губернии Карла Львовича фон Фрауендорфа. По мнению депутатов, символ Иркутска не может оскорбить память первого губернатора Иркутской губернии. К тому же на постаменте предлагается разместить пояснительную надпись. Андрей Лабыгин, спикер Думы Иркутска:
«Бабр - это символ города. Думой Иркутска определено место для размещения этой скульптуры. В городе к юбилейным датам, связанным с 350-летием города и 75-летием области, за счет средств бюджета должно быть установлено две скульптуры - это памятник Юрию Абрамовичу Ножикову, который был открыт вчера, и символ города - бабр, установить который нам обещали до 1 октября».

По информации пресс-службы городской администрации, ранее рассматривалось место размещения бабра на въезде в Правобережный округ Иркутска с Глазковского моста. От него отказались из-за слишком высокой затратности - потребовались бы масштабные работы по благоустройству прилегающей территории. Накануне на заседании президиума областного совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры разгорелись споры по поводу места установки скульптуры бабра. По разным причинам общественность высказалась против установки памятника в 130 квартале. GazetaIrkutsk.ru

О.Б.:

Из комментов при обсуждении этой темы на:
http://www.gazetairkutsk.ru/2012/09/28/id62068/
http://www.gazetairkutsk.ru/2012/09/26/id61960/Круг замкнулся, тема закрыта. Всё на своём месте!

Я как-то отозвался о Москве, что ей не страшен Церетели! И всё, что он там натворил вполне в стиле купеческо-мещанского китча, которым и славится архитектура столицы. Уроды-скульптуры вполне вписываются в пестроту московского безвкусия.

Так и здесь: уродливый и фальшивый по своей сути «130-й квартал» будет украшен и предварён на входе совершенно неуместной и немасштабной, сомнительной по стилистике фигурой странного зверя.
Чиновники продолжают творить свой «творческий» беспредел, продолжая уродовать центр города…
Над нами давно потешаются иностранцы, едут сюда как к тунгусам, умиляясь нашим наивным попугайским китчем. Покупая поделки местных "мастеров" и "художников", как бусы и маски у аборигенов. А наши провинциалы уверены, что это иностранцы так "высоко" (в пять долларов) оценивают их "высокое" искусство!
А до настоящего искусства, до разумной архитектуры и до подлинной истории нам как до Луны пешком! Ползком...

А наши новораши хвастаются перед ними этим «историческим» кварталом и не понимают, что для немцев, англичан, французов, выросших и воспитанных в натуральной исторической среде, среди настоящих античных памятников, эти все наши новодельные фальшивые потуги «регенерации» - только посмешище и развлечение: смотреть как папуасы пытаются выглядеть культурными, натянув набедренные повязки поверх джинсов… Как наши недоумки на чужих языках город разукрасили рекламой забугорного гламура, танцуя под их музыку, коверкая «хреновый французский с убогим нижегородским»…

Всё на своем месте. Так и должно быть!
Бабр нашёл своё верное место, прекрасно проиллюстрировав безвкусие, бескультурие и юродивость этого места, этого города, этого народа, этого времени…



Камень и поныне на месте... Хотя народным мнением уж было отказано в памятнику здесь... (фото 2011 г.)

«Время кидать и время собирать камни…»
Примерно так лет десять я назвал статью, поднимающую тему иркутского поспешного монументовоздвиженства. И именно про этот камень: [перейти по ссылке]  [перейти по ссылке]

Кому лень по ссылкам, то вот цитата именно про это место!
15-20 лет назад было народное голосование про памятник на этом месте:

…В конце вось­ми­де­сятых под знаком нас­ту­па­ющей демок­ратии чинов­ники от архи­тек­туры и бла­го­ус­т­рой­ства лишь однажды поз­во­лили народу при­нять участие в обсуж­дении про­екта памят­ника - декаб­ристам в городе Иркутске.
Мысль о таком мемо­риале давно витала в головах иркутян, и нет сом­нения в его необ­хо­ди­мости. Но на прак­тике осу­щес­т­вить это уда­лось скуль­п­тору Шапиро, разъ­ез­жав­шему по городам и весям, пред­лагая свои мону­менты городским властям. Его тщес­лавная идея пос­та­вить свое рукот­ворное тво­ре­ни­е-па­мятник (более самому себе) в центре какого-нибудь города за немалые бюджетные деньги понятна. И понятно желание быв­шего пред­се­да­теля горис­пол­кома Салац­кого уго­дить заезжей зна­ме­ни­тости. Гуляя по городу, Шапиро приг­лядел место для памят­ника себе за счет госу­дар­ства, ни много, ни мало - в самом центре города, под сенью Крес­то­воз­д­ви­жен­ской церкви на перек­рестке Ленина и Седова, где еще ранее волей ком­со­мола был воз­ложен камень, гла­сящий «Здесь будет памят­ник…». И он «скромно» за дружеским чаепитием предложил городскому начальнику «подарок» - своё творение на это место. Ну, короче, Церетели местечкового масштаба.
Но вре­мена тре­бо­вали, и то, что прежде (или сейчас!) было бы сде­лано без спросу у народа, (как сейчас - полюбовно распилив гонорар за банкетным столом), во времена «гласности и перестройки» было необходимо оправ­дать кон­курсом и ново­модным все­на­родным обсуж­де­нием.
И был объявлен конкурс, и было пред­с­тав­лено много про­ектов, и это широко осве­щалось в прессе. И на удив­ление чинов­никам голос народа пос­тавил под сом­нение целе­со­об­раз­ность ско­рос­пе­лого стро­итель­ства, большинство высказались против возведения памятника, и тем более в этом месте. И памятник не был построен!

©.Беседин «Время собирать камни», газ. «Номер Один», 1999 г.
…Один камень скинули, другой поставили.
Я же говорил - у нас как поспешно ставят монументы, так их и легко сносят… Придёт новая власть, эти скинет и свои монументы воздвигнет.

Писатели, историки, художники, архитекторы - почему их не собрать, не посоветоваться, не проголосовать? Почему по этим вопросам не устроить «круглый стол», обсуждение? Почему не спросить народ?

«Администрация выбрала…» - кто? Можно узнать пофамильно?
А главное, что меня интересует - каков профессиональный уровень людей, решающих вопросы монументально-декоративного искусства городской среды?
Там есть специалисты? Но не «специалисты»-чиновники-администраторы, а авторитетные практики или хотябы теоретики искусства, градостроительства, архитектуры?

Чиновники как дети играют в архитектурно-финансовые кубики; хотя нет там образованных художников, скульпторов, архитекторов. Технарям, инженерам, юристам и бухгалтерам (по образованию) очень хочется приобщиться к искусству и градостроительству, поиграть в дизайнеров!

Почему в городе нет профессионального худсовета? Почему не привлекают именитых авторитетных специалистов (хоть из-за границы - где это умеют делать)?
Вот это всё есть то, что я называю отсутствие гуманитарного и культурно-духовного приоритета.

Или я ошибаюсь и чего-то не знаю?
Но моя ли вина, что я чего-то не знаю? А именно: какова у нас художественная концепция, архитектурная идея развития хотя бы центра города? Сущетсвуют ли фасадные развёртки исторических улиц с утверждёнными цветовыми и декоративными схемами?
Где заповедные зоны и каков их реальный статус - можно там что-то делать или нет? Определены ли доминанты - высотные, исторические, декоративные? Где это всё можно увидеть? Неужели надо записываться на приём?
Я, кстати в канун 350-летия, интересовался проектом юбилейного оформления города, хотел его увидеть, студентам показать. Меня в приёмной Администрации заставили написать заявление на имя мэра и предложили ждать вызова в течение месяца. Вызова я так и не дождался…

И подозреваю я, что ни черта этого всего нет!

Иначе бы они давно это опубликовали - а чего скрывать? - ведь не секретные же это материалы?

Ранее на  эту тему, при обсуждении места для бабра я писал:

[Нажмите, чтобы прочитать предыдущую информацию про поиск места для скульптуры]

Власти Иркутска не могут выбрать место для установки скульптуры бабра
Накануне на заседании президиума областного совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры обсуждалось место установки скульптуры бабра. Фигура уже отлита из бронзы, ее хотели установить в 130-м квартале в этом месяце. Но общественность уверена, что место это неудачное.

Алексей Чертилов, доцент кафедры истории и архитектуры НИ ИрГТУ:

«Несколько раз общество охраны памятников на своих заседаниях рассматривало это вопрос. И всегда было крайне отрицательное отношение к размещению здесь чего-либо, кроме памятника тем, кто захоронен на лютеранском кладбище!».

В том месте, где собирались установить бабра, раньше располагалось лютеранское кладбище. Известно, что там был похоронен Карл Львович фон Фрауендорф, первый губернатор Иркутской губернии. Об этом сообщает телекомпания Вести Иркутск.

Сергей Снарский, председатель комиссии по национальным отношениям, культуре и свободе совести общественной палаты Иркутской области:

«Общественная палата совместно с общественными организациями Иркутска предлагает на месте лютеранского кладбища поставить знак памяти первому губернатору».

Екатерина Протасова, главный архитектор Иркутской области:

«Наверное, не вполне корректно место на стрелке у 130-го квартала. И одно из предложений, которое я тоже безусловно поддерживаю, - посмотреть въездной знак в Кировский район. И ещё один момент, который, я считаю, нужно обязательно обозначить, не механически вписать туда вот эту скульптуру, а проработать проект вот этой въездной зоны».




Когда и где будет в Иркутске установлена скульптура - пока неизвестно. Напомним, в июне рассматривались несколько мест для установки скульптуры: на улице Ленина в сквере, где начинается 130-й квартал исторической застройки, на площадке перед зданием Сибирской угольно-энергетической компании (район сквера Кирова) и в сквере на улице Ф.Каменецкого (район Музея истории города). Первоначально скульптуру «Бабра» планировалось разместить на съезде с Ангарского моста на углу улиц С.Разина и Чкалова. Именно для данной территории первоначально разрабатывалось и архитектурное решение. Однако впоследствии было решено посмотреть и другие места.

GazetaIrkutsk.ru



О.Б.:   26.09.2012 в 22:08

Иркутск, увы, не созрел для памятников. Иркутску катастрофически не везёт с памятниками. Наверное, это хороший тест на уровень общей культуры.
Такова уж «карма» и магия памяти…
А точнее культурно-экономическая ситуация.

Трудно возражать против ДПИ в городе, но именно монументы и памятники сегодня у нас не ко времени и не уместны. И не получаются.

Все эти странные памятники последних лет требуют своей отдельной критики:

- Кондовый двусмысленный «Колчак»;
- Полупьяный помятый немасштабный и неуместный «Вампилов»;
- Абсолютная халтура и бездарно-преступное художественно-архитектурное решение «памятника интернационалистам на площади декабристов»…
- Упрощённый и неуместный монумент-погост милиционерам на развлекательном бульваре имени космонавта Гагарина…
- «Шайба» гагаринской башки…
- Упрощённая голова «Горький-Чапаев» на колу…
- Странный Жуков в Солнечном, на деньги вместо которого можно было содержать и лечить всех ветеранов до конца их жизни…
- Уже разрушающийся Император, как украшение ресторана «Нежный Бульдог»…
- «Писающий Ленин» на плотине…
- Обезьяны и весь тот «скульптурный» парк, устроенный хозяином стом. поликлиники -забавный разгул китча, который некому в городе обуздать…
- «Турист» на Карла Маркса, заблудившийся в шестидесятых годах прошлого века…
- Универсальная статуэтка романтичной девушки, якобы олицетворяющая жён декабристов… (особых возражений нет, кроме справедливой обиды за всех женщин Иркутска - а они чем хуже, они тоже здесь живут со своими мужьями!)…
- Супер-вандальная «виолончель» на улице чекиста Моисея Урицкого, на поверку оказавшаяся не медной, не чугунной, а какой-то эпоксидной…
- «Два зрителя»- придурки из крашеной пластмассы у «Звёздного»…

- это всё следствие отсутствия правильного руководства архитектурно-художественной политикой в городе!

Её полным отсутствием. Отсутствием духовных и эстетических приоритетов в культурной политике города и государства. Когда всю культуру отдали на откуп чиновникам, бизнесменам и предприимчивым дизайнерам. При отсутствии открытых гласных серьёзных конкурсов. При отсутствии общественного и авторитетного профессионального жюри, широкого и обсуждения в СМИ.

Проекты монументов, предназначенных нести образ современников в века, требуют гораздо более серьёзного и профессионального подхода. При обязательном правиле: лучше не делать вообще, чем сделать плохо и опозориться перед потомками!

Увы, сегодня памятники - это какие-то игры с откатами и опилками. Но не искусство. Если раньше говорили, что скульптор - это тот, кто строит памятники себе за счёт государства, то сейчас, наверное, если это деньги коммерсантов, - то за счёт нашей изуродованной извращённой эстетики, за счёт нашего воздуха, среды обитания и настроения, которые они портят. И позорят нас перед гостями города и потомками.

Но не буду абсолютным критиканом. Есть и светлое - памятник «Якову Похабову»… который не Яков Похабов… Но народ его справедливо так называет и он от этого хуже не стал.
На мой взгляд, этот монумент и Нижняя набережная с Московскими воротами - единственный достойный подарок иркутянам.

Про бабра:

Увы, это «дитя фестиваля» - юбилейный бабр был сделан поспешно и без предварительной рекогносцировки, это чисто чиновничий распильный проект, и теперь они с ним носятся по городу и не знают - куда приткнуть несчастного зверя-мутанта!..
И я не знаю!
Нет бабру места в городе. Вот трагедия…

…Найти место, конечно можно, но это получается как-то задом наперёд - очень точно и по-нашенски, по-рашенски: у нас всё делается через зад, кроме клизмы…

Ну… давайте народ спросим, конкурс объявим? Предложим десятка два мест, сделаем 3D-модели, покрутим, примерим…
Поработаем за наших архитекторов, если они не способны.

Только не надо торопиться!

Но ни в коем случае нельзя трогать стрелку въезда в город с моста (ул.Чкалова)!

Заклинаю! Не трогайте это место!

Это лицо города, это требует очень продуманного решения. И сегодня нет в городе архитектурно-творческих сил, кто решит это место!

Его надо просто расчистить и озеленить и пока ничего там не городить.

Время подскажет, надо ли там что-то вообще делать.

Моё убеждение - сегодня этому бабру места в историческом центре нет!

Поскольку сама скульптура, её стилистика не совпадают ни с деревянными памятниками, ни с современными зданиями, ни с масштабом улиц и перекрёстков исторического центра города.

Возможно, что его надо унести куда-то к вокзалу (на горку или вместо въездного Свердлова), или к аэропорту, или за город - на въезде, либо спрятать в какой-то административный двор или сквер, так чтобы он не выпячивал и не мозолил глаза в достаточно тесной и пока ещё уютной полуисторичской жилой среде центра города.

Тем более, что мы так и не знаем, в какую сторону бежит и тащит наши богатства наш бабр - в московию или в Китай?
*  *  *

ИРКУТСК 130-й ''исторический'', Забавно?, © Иллюстрации, Информация и размышления, ИРКУТСК. Дизайн–Архитектура, © Смешанная техника, © Рецензии и отзывы, Памятники и память, ИРКУТСКие хроники, © тушь

Previous post Next post
Up