Оригинал взят у marinni в Школа. Жизнь в СССР Я пытаюсь вспомнить что-то хорошее о советской школе 60-х, но не могу. Пионерские галстуки, плюшевые знамена и затюканные дети. Самое ужасное было то, что подавлялась индивидуальность, если ты выделялся- получал по башке. Еще в памяти деревянные ручки с перьями, кляксы, чернильцы-непроливайки, первые шариковые ручки, многоцветные- предмет престижа и зависти...[Spoiler (click to open)]
Но сначала о школьной форме:
В Россию школьная форма пришла из Англии в 1834 году, тогда же была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений.
Сначала для мальчиков, а после открытия женских гимназий - и для девочек. В 1836 году даже появился свод правил, касающихся цвета и фасона.
Суконная гимнастерка синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, черный лакированный ремень с серебряной пряжкой и черные брюки были повседневной одеждой ученика средних классов.
Старшеклассники одевались в куртку со стоячим воротником, напоминающим морской китель. В выходные дни гимназисты носили темно-синий или темно-серый однобортный мундир с серебряным галуном вокруг воротника.
--------------Девочки-----------
Платья девочек шились из камлота (плотной шерстяной или полушерстяной ткани). Воспитанницы государственных гимназий носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки - чёрный в учебные дни и белый по праздникам. До революции женская форма дополнялась шляпкой, как правило соломенной.
-------------СССР------------ Вскоре после революции, в «рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима» в 1918 г. был издан декрет, отменявший ношение школьной формы.
Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его.
Вновь школьная форма появляется в 1948 году, причем по всем параметрам она напоминала дореволюционную.
У девочек было коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант.
Платья были с белыми воротничками и манжетами, их можно было отделывать кружевом. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались.
Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали - «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами.
Кроме того, после войны было введено раздельное обучение, от которого через несколько лет, правда, отказались. Самые незначительные эсксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались.
Школьную форму той эпохи можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Васёк Трубачёв и его товарищи».
------------1960-е-----------
Мальчики носили серые полушерстяные гимнастерки, в конце 60-х их сменил однобортный серый верх типа курточки.
Фотограф Михаил Озерский, 1963 год
-------------Девочки---------
Платья у девочек были почти одинаковые, но вот фартуки были разные- и самые простые из из дешевой ткани, и очень красивые (даже черные, повседневные).
Их или шили, или доставали по блату: с оборками, защипами, плиссированными или гофрированными крылышками.
Ленты в начале 60-х были атласные, их надо было все время скатывать и гладить. Чуть позже появились капроновые ленты, с ними было проще.
С детской обувью в начале 60-х было тяжело, в "Детском Мире" стояли громадные очереди, извивающиеся по этажам и спускающиеся по лестницам.
Это кадр из фильма "Доживем до понедельника", учительница со "вшивым домиком" на голове- типичный пример официальной дамы тех лет.
Тогда в моде была "бабетта" и начес, но девочкам такие прически носить в школу запрещалось- только косички или "хвостики".
Это одна из модных стрижек тех лет:
Если у тебя были такие волосы или чуть длиннее, даже не до плеч- могли выгнать из класса сделать "хвостики" с аптекарскими черными резинками, других тогда не было.
У нас в старших классах форму не носили, но нас с подругой все время выгоняли собирать стрижку в "хвостики". Она шла безропотно, так как с успеваемостью у нее было не очень, а я терпела-терпела, но как-то не вытерпела и сказала классной, что ничего не потеряю от ее уровня преподавания английского, могу вообще не приходить.
Ой, что тут началось: комсомольские собрания, выступления комсомольских активисток на тему скромности в одежде и поведении, мама дорогая!
Сделать они со мной ничего не могли: после того, как были введены новые правила по медалям (там не должно было быть четверок в четверти), я оставалась единственным кандидатом. А у меня никогда в жизни не было четверок (разве что один раз по истории КПСС, уже в институте), поскольку память была такая, что и учить было не надо .
Но учиться среди подлиз и ханжей было противно, так что я с большим трудом, через ГОРОНО- перевелась в другую школу.
Забегая вперед, скажу, что мама за меня "отомстила". Через несколько лет, когда я уже после института работала художником по костюмам, она приехала в Сочи отдыхать и встретила мою "классную". Тогда профессия модельера была редкостью, а работа в кино - тем более. Бывшая "классная" смотрела и "12 стульев", и "Дуэнью"- мои первые фильмы. Но по-прежнему считала, что запускать пальцы в волосы учениц и проверять, есть ли начес- это нормально.
Последний звонок, 1968 год.
Здесь девочки уже с модными прическами, почти у всех начес, слева-"бабетта", никаких "крысиных хвостиков" и косичек с бантами, настолько они надоедали в школе.
Надо сказать, что в Прибалтике в те годы школьная форма была очень красивой: сарафаны в комплекте с блузками (праздничный вариант даже с плиссированным жабо), нам знакомая из Эстонии присылала.
---------Пионеры, октябрята и комсомольцы------
Лучшего друга советских детей- дедушку Сталина я уже не застала, а вот дедушкой Лениным потчевали с раннего детства во всех видах.
Особенно это набрало обороты к 1967 году- исполнялось 50 лет со дня "Великой Октяьрьской Социалистической Революции", которая для современников была всего лишь "октябрьским переворотом". Портреты Ленина были везде на улицах, воспоминания соратников выходили миллионными тиражами. А в школах писали сочинения "о добром дедушке".
Но в школе были еще цветочки, а вот в институте конспектирование его работ и заучивание сьездов партии было настоящим наказанием!
Но вернемся к школе: у пионеров - красный галстук (были простые сатиновые и из ацетатного шелка), у комсомольцев и октябрят - обязательный значок на груди.
Октябрятская "звездочка" с Ильичом в детстве.
----------------------
Пионерский лагерь, 1960 год.
1975 год. Москва. Пионеры идут в мавзолей.
Такие марши проводились после многочисленных репетиций, с патриотическими речевками. Еще очень популярен был так называемый "монтаж", когда дети выходили вместе на сцену и по очереди читали патриотические стихи.
Детям насильно вбивали в голову идеологию, правда о Ленине стала выплывать даже не в начале перестройки, а позже, когда разрешили печатать его высказывания и жестокие распоряжения без купюр.
В 70-е энтузиазм первых комсомольских строек сменился практицизмом- на тот же БАМ ехали многие проштрафившиеся, чтобы восстановиться в институте или сделать комсомольскую карьеру.
----------О школе 60-х и 80-х---------
Меня лично доставала уравниловка в программе, учиться было скучно, поскольку равнялись по среднему уровню. Экстерната не было и лишь для одаренных в физике и математике была возможность поступить в спец. заведения.
Справедливости ради надо сказать- в 60-е еще не было широкой практики взяток и подарков учителям за отметки, потом это расцвело пышным цветом, как и "позаниматься дополнительно" за деньги.
И в институтах за зачет и экзамен не платили, если и было- то единичные случаи.
Но учителя и преподаватели работали за копейки, это привело к деградации состава. В педвузы стали поступать не прошедшие в другие, более престижные заведения.
Мне довелось год работать в школе в Кабуле, в самом начале войны в 80-х, там я увидела учительскую с другой стороны и была просто поражена и убита.
Часть учителей была прислана из Союза, а большую часть набирали из учительниц- жен командированных.
Уровень некоторых был просто убийственный, даже грамотно разговаривать не могли.
Учительницы вполне могли тормознуть автобус с детьми, если видели торговца поношенной обувью с мешком (в Кабул из многих стран шла помощь из вещей), выскакивали и начинали примерять (на босу ногу, без комплексов) и яростно торговаться.
Что с них взять, если завуч, жена генерала- открыто хвасталась в учительской, как покупает вещи по дешевке. Муж на рынок брал подсоветного-афганца, который ведал набором в армию, стоило тонко намекнуть- и дуканщики быстро сбавляли цену.
Но в плане идеологии царила все та же показуха. На 23 февраля, день Советской Армии, везли детей со всего Кабула в посольство на торжественное мероприятие, хотя знали, что в этот день возможны провокации.
И родители знали, но детей отправляли. Ехать до посольства было не близко, с полчаса. Колонну школьных автобусов военная техника не сопровождала, случись что в дороге- автоматчик в автобусе мало чем помог бы.
Помню, дети вышли с показа фильма про войну- а в стороне микрорайона, где основная часть "шурави" жила- гремят взрывы.
Ехать, не ехать с детьми домой- никто не знает. "Соцстраны" быстро своих деток по машинам- и на виллы, а наши стоят у ворот, чуть не плачут. Пока дождались БТРов, пока доехали, а там кошмар: у кого подьезд взорвали, у кого истерика.
Но, главное- галочку поставили, что деток свозили на мероприятие.
Еще запомнилось, как умер Брежнев и его портреты в посольстве выбросили, детишки без всякого уважения пинали их ногами. Над Ильичом-намбер ту все ржали в последние годы, но сюрприза в виде Черненко все-таки никто не ожидал.
Что еще меня поразило- это школьная программа по шитью, она не изменилась за двадцать лет, все те же фартуки и жуткие ночные рубашки. Но об этом и как пришлось выходить из положения- в следующем посте.
PS Cейчас, боюсь- положение не лучше. Читаю про ЕЭГ, про сокращение предметов, про введение новых, типа Закона божьего под прикрытием истории религий.
У советской школы было много недостатков, но и достоинств было немало. Она подавляла личность, но давала образование.
Видимо, полуграмотным народом, балдеющим от "Дома-2" и остальных дебильных передач- манипулировать проще.
Еще PS. Я в принципе не против школьной формы, она позволяла не так явно различаться детям из обеспеченных и бедных семей. Но носить десять лет коричневое платье- это слишком.
Уже начались комментарии в духе: было строго, но зато выросли людьми.
Тогда откуда в перестройку бандиты и ворюги взялись, советскую же школу заканчивали?
И почему партийные и пламенные комсомольцы поголовно стали верующими, даже толком не прочитав Библию, лишь соблюдая внешние обряды? Ведь мало кто крестил детей и ходил в церковь, в основном- передовицы читали на собраниях и обсуждали облик "паршивых овец".
- И никаких дурных или отрицательных воспоминаний нет. Форма нравилась и мы ей гордились. Как и пионерским галстуком. Идеология в СССР была поставлена на отлично. Иначе наврядли бы мы выиграли ВОВ, индустриализировали Сибирь и полетели в космос. Это всё поколение 1920-1960 г.г. рождения.
Я формалист! Содержание принимает форму, как вода влитая в замысловатый сосуд. Значит формой можно формировать содержание! Я за школьную (и даже за студенческую) форму и за дисциплину (в рамках разумного, конечно). Это, безусловно, положительно и функционально при любых общих занятиях чем-либо: от школы до армии. Сегодняшний беспредел в жизни и в её содержании от бесформенности формы. ■