Авторские права фотографа... и околоискусственных ремесленников...

Nov 23, 2011 21:27

Оригинал взят у urist_nsk в Статья Авторские права фотографа, журнал фотоиндустрия
Авторские права фотографа... (полезно и важно - об АВТОРСКОМ ЗАКАЗЕ)

В последнее время все чаще попадаются на глаза сообщения в средствах массовой информации о нарушении авторских прав. И это неудивительно, ведь в нашу медийную эпоху практически невозможно проследить, как и с какой целью будет использоваться ваше произведение, получившее огласку в Интернете.

Прежде всего, начнем с прецедентов, подтолкнувших к написанию данной статьи. Согласно информации с сайта «РИА Новости» в марте 2010 года известный актер Сергей Гармаш подал иск в Арбитражный суд Свердловской области, требуя у «СКБ-банка» и рекламной компании 12,6 миллиона рублей за использование несогласованных с ним фотографий в рекламе кредитного учреждения. В июне 2009 года Арбитражный апелляционный суд Томска взыскал 200 тысяч рублей с французского издателя и частного коллекционера современного искусства Пьера-Кристиана Броше за нарушение авторских прав при использовании фотоснимка новосибирского фотохудожника Евгения Иванова.

Итак, обратимся к букве закона. В первую очередь, стоит отметить, что любая фотография, независимо от ее назначения, сюжета, является объектом авторского права и, соответственно, защищается государством. При этом автором является только физическое лицо, чьим творческим трудом непосредственно создана фотография. Не являются авторами лица, которые оказывали фотографу помощь при организации или проведении фотосъемки, как то: модели, визажисты, сценаристы-постановщики.

Для возникновения авторских прав фотографу не нужно совершать какие-либо действия по регистрации произведения, либо выполнять формальности. Условно процесс возникновения прав можно выразить так: сфотографировал, создал фотографию, являешься автором.

Будучи автором произведения, фотограф обладает комплексом прав. Их можно разделить на имущественные и неимущественные.
Именно имущественные права позволяет использовать произведение. Только автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Поэтому в отсутствие согласия правообладателя на использование фотографии, любое использование является неправомерным, кроме исключений, предусмотренных в законе.

Отмечу одно немаловажное обстоятельство. Не имеет никакого значения цель использования фотографии, извлекается ли прибыль или нет. Начал использовать фотографию, будь то размещение в блоге или обложка журнала - все одно. Нарушение исключительного права фотографа.

Тем не менее, фотограф может реализовать свое право, заключив договор с любым заинтересованным в этом лицом. Если фотография уже существует, то у фотографа есть вариант либо заключить договор об отчуждении исключительного права, либо лицензионный договор.

Обратите внимание, если фотография еще не существует и заинтересованное лицо (заказчик) формирует для автора задание о том, что он должен создать, то в этом случае может быть заключен только один договор - договор авторского заказа. Предположу, что подобные тонкости кажутся неважными. Но именно они позволяют обеспечить соблюдение прав фотографов и защитить их интересы. Для этого далее предлагаю рассмотреть наиболее важные, на мой взгляд, положения, касающиеся перечисленных договоров.

Договор об отчуждении исключительного права
В соответствии с п. 1 ст. 1234 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).

Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме.

По договору об отчуждении исключительного права приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

При отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации переходит от правообладателя к приобретателю в момент заключения договора об отчуждении исключительного права, если соглашением сторон не предусмотрено иное.

Лицензионный договор
В соответствии с п. 1 ст. 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона, обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар), предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

По лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным.

Лицензионный договор должен предусматривать:
- предмет договора путем указания на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство (патент, свидетельство);
- способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Договор авторского заказа
В соответствии с п. 1 ст. 1288 ГК РФ по договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.
Согласно п. 1 ст. 1289 ГК РФ произведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором.

Таким образом, договор авторского заказа считается заключенным (порождает правовые последствия для лиц, его заключивших):
а) если договор заключен непосредственно с самим фотографом (физическим лицом, чьим непосредственным творческим трудом и создается произведение);
б) если договор заключен в отношении объектов, которые будут созданы в будущем и, следовательно, которые на момент заключения договора объективно отсутствуют;
в) если в договоре указываются сведения, позволяющие определить, что именно хочет получить заказчик, или порядок их определения (например, осуществить фотосъемку заката, который будет наблюдаться над рекой такой-то в такое-то время при условии нахождения фотографа в такой-то географической точке);
г) если в договоре содержится срок, в который должно быть создано произведение.

Если перечисленное отсутствует, то договор не считается заключенным. По сути, в договоре отсутствуют обязательные (необходимые, существенные) условия.

Помимо вышеизложенных условий в договоре могут быть и дополнительные условия:
- договор можно сделать безвозмездным, в противном случае, фотографу необходимо оплатить создание произведения;
- договором может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах. Если подобное условие не предусмотрено в договоре прямо или в результате системного толкования изложенного в договоре нельзя определить подобное, то заказчик не имеет права использовать произведение каким-либо способом;
- можно предусмотреть конкретные способы, формы, жанры, темы, акценты при съемке, способы обработки фотографий (ретушь, коррекция), цвет, тональность;
- можно предусмотреть технические требования к конечному результату и т.д.;
- иное, руководствуясь только фантазией составителей документа.

Как я говорил ранее, любое использование фотографии без соглашения об этом с правообладателем является незаконным. В случае если осуществлено использование фотографий правообладателю предоставляются следующие способы защиты прав:
а) если только нарушены исключительные (имущественные) права, то выплата компенсации или возмещение убытков.
В соответствии со ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (ст. 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации. В размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда; в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
б) если совершены действия в отношении информации об авторском праве, содержащейся на фотографии, то выплата компенсации или возмещение убытков.
Согласно п. 2, 3 ст. 1300 ГК РФ в случае, если в отношении фотографии были совершены следующие действия:
  1. удаление или изменение без разрешения автора или иного правообладателя информации об авторском праве;
  2. воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведений***, в отношении которых без разрешения автора или иного правообладателя была удалена или изменена информация об авторском праве, то автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в соответствии со ст. 1301 ГК РФ.
в) если нарушены личные неимущественные права, то компенсация морального вреда. Основание: ст. 151 ГК РФ.
г) иные, предусмотренные ст. 1251, 1252 ГК РФ.

Однако защита прав возможна, если есть предоставление об алгоритме действий в ситуации.
Узнайте информацию о наименовании и месте жительстве/месте нахождении лица, нарушившего права.
Обратите внимание, в случае использования фотографий только в Интернете, то стоит воспользоваться следующим:
- если фотографию незаконно использовали на сайте, выясните кому принадлежит этот сайт (кто является его администратором) через сервис для проверки доменов (whois сервис);
- соберите информацию о самом сайте (например, поиск упоминаний телефонов, адресов электронной почты);
- свяжитесь по контактам, содержащимся на сайте на предмет размещения информации/приобретения услуг/товаров.

Соберите доказательства, подтверждающие нарушение исключительных (имущественных) прав.

Вариант 1. Нарушение прав фотографа выразилось в использование в сети Интернет фотографии в электронном виде. Доказательствами, о которых я сказал ранее, может быть протокол осмотра сайта, произведенный нотариусом, распечатка страниц сайта.

Вариант 2. Нарушение прав фотографа выразилось в использование в средстве массовой информации (например, журнале) фотографии. Доказательством будет сам журнал.
Скажу сразу, перечисленные виды доказательств являются примерами и не являются исчерпывающими.

Подавайте в суд сразу же, если не хотите затягивать дело в досудебном, необязательном порядке.

При этом рассмотрение заявления к ответчику, как правило, должно быть произведено в суде по месту его нахождения. Личное присутствие фотографа (автора, истца) не является обязательным для рассмотрения дела и, следовательно, возможно в отсутствие данного лица.

Обратите внимание, расходы, которые будут понесены при рассмотрении заявления в суде, подлежат возмещению ответчиком, в том числе расходы по госпошлине, расходы на юридические и нотариальные услуги.

Подводя итоги, хотелось бы особо подчеркнуть, никто не застрахован от нарушения авторского права. Но очень важно понимать, что закон всегда будет на вашей стороне, а свое законное право нужно отстаивать. Надеюсь, информация в этой статье подскажет вам, с чего начать и хотя бы на первых парах позволит сэкономить на юристе. Желаю удачи!
Частный юрист Виталий Ветров (г. Новосибирск)




О!B...RE:   
«Для возникновения авторских прав фотографу не нужно совершать какие-либо действия по регистрации произведения... процесс возникновения прав можно выразить так: сфотографировал, создал фотографию, являешься автором… любая фотография, независимо от ее назначения, сюжета, является объектом авторского права и, соответственно, защищается государством. …Не имеет никакого значения цель использования фотографии, извлекается ли прибыль или нет» -  глупость и какой-то правовой беспредел! Вдумайтесь в абсурдность этих формулировок!

Лет десять назад я имел опыт быть экспертом в суде по иску о защите авторского права одного нашего именитого фотографа к художнику, срисовавшему у первого с фотографии байкальский закат. Я сумел отвергнуть иск, убедив суд, что фотограф не правомерен заявлять и отстаивать свои авторские права на пейзажи и виды Байкала (равно как и на улицы, фасады, лица).Во-первых, потому, что Законом об А.П. защищаются всё же не абсолютно любые поделки, а являющиеся творческими, работы и произведения "уникально задуманные и оригинально исполненные". А рядовые (как и любые) фотоснимки - копии существующего ландшафта и окружения нельзя считать таковыми. Например, в одно и тоже время (или с небольшими промежутками) с одной точки могут сделать фотоснимки несколько человек, и этот же ракурс нарисовать художник. Кто из них обладает авторством? Первый? Он теперь навечно "застолбил" этот сюжет и точку съёмки?! Абсурд! И теперь любой, пришедший на это место, уже не будет иметь права сфотографировать этот пейзаж, закат, берег??
Если будут созданы прецеденты таких авторских прав всякого «щёлкнувшего» на мобильник тот или иной дом, дерево, запрещая потом это сделать (или срисовать) другому, то это будет абсурд и выходящая из под правового контроля ситуация.
Во-вторых, проблема в том, что фотограф в подавляющем большинстве случаев с помощью техники лишь точно копирует что-либо (в этом суть фотографии!), не являясь автором самого пейзажа, объекта.  Фотограф сам первый уже является нарушителем чьих-то авторских прав, копируя всё вокруг, используя чьи-то творения - архитектора: фасады, памятники, дизайнера: одежду, интерьер; лица, образы и, наконец, Богосозданное мироздание - выдавая, и продавая эти КОПИИ-фотоснимки ЗА СВОИ авторские произведения!
 *   *   *И тогда (ок. 10 лет назад), и особенно сейчас я убеждён, что фотография в 99% не искусство, не творчество.  И претензии людей, копирующих те или иные места и лица, на обладание какого-либо авторского права на всё это - смехотворны! Особенно сейчас, при современных технологиях и когда ежедневно делаются миллиарды фотоснимков и фотокопий окружающего мира. Тщетна и спесива гордыня фотографа, стяжающего себе за это хвалу, славу и деньги!
Например, смешны и глупы все предупреждения на сайтах (как и самого Закона) "копировать запрещено"! Если вы видите фотографию на своём мониторе, то она уже скопирована в память вашего компьютера! Если вы просто смотрите на фотографию, то она уже скопирована на сетчатку вашего глаза, в вашу память; нго копирование и просто просмотр - это и есть использование фотографии! А мыслительный анализ, дискуссионное обсуждение, описание увиденного - это тоже есть использование фотографии! Не говоря уж о том, что любое получение информации происходит для того, что бы это потом самостоятельно интерпретировать. В этом состоит суть познания и накопления опыта! Получается, что Закон запрещает процесс познания с помощью фотодокумента. Парадокс?!
И если следовать Закону, то каждого из нас надо уже сто раз осудить и наказать - мы ежеминутно, без согласия с "автором" используем сотни изображений!

Понятно, однако, что есть всё же фото как произведение авторского искусства. И я возмущаюсь не против прав авторов, достойных защиты. Я возмущаюсь и сомневаюсь по двум причинам:
а) Очень невнятному Закону, если следовать которому, то надо завесить чёрным все зеркала, плакаты, рекламу, выключить все мониторы.
б) Тому, что этот странный Закон берёт под защиту всех подряд, ставя в один ряд ребёнка, играющего мобильником - и маститого профессионала.
Закон об авторском праве почти ничего и никак об этом не говорит, не отделяет мух от котлет. Беря под защиту почти всё - любой фото-снимок любого человека, любую почеркушку дурачка, любое опубликованное слово. Был смешной пример, как в Иркутске судились за слово "вояж" телекомпания и магазин! Будто они теперь обладают авторством на этот "брэнд" -
обычное французское слово... Бред! Я спрашивал тогда: а если кому-то присудят, то французам запретят писать и произносить это слово?
«...любое использование  фотографии ...является незаконным» - особенно при сегодняшних технологиях и реалиях, это нерегулируемое понятие, неисполнимое абсурдное требование!
Ещё сложность и несуразность: Закон никак не регламентирует понятие «фотограф», «фотография», не уточняет степень и правомерность авторства.
 *   *   *В том суде я привёл такой довод против претензий "фотоавтора К.":
-  Вот, я купил в киоске открытку с фотографией фотографа К. с видом Байкала. А моя пятилетняя дочь срисовала этот пейзаж цветными карандашами... А соседке картинка понравилась, она дала конфетку дочери и за это дочь отдала ей картинку. Соседка оформила в рамку и продала её в своём бутике. Это и есть ЛЮБОЕ использование! Да ещё с перепродажей и получением дохода! И теперь фотограф подаст на нас в суд?!
Что и сделал наш умник-фотограф! Увидев в художественном салоне картину типа "закот-небо-солнце-вода" он подал на художника иск в суд, принеся примерно такую же фотографию! Точнее - набор открыток, среди которых эта его фотография. Даже если художник и срисовал с этой открытки, то она уже ушла в тираж, фотограф получил гонорар и прибыль от издания, художник КУПИЛ эту открытку (то есть заплатил и приобрёл право использовать её). А я, например, (я продемонстрировал это в суде) тоже купил эту открытку, дочь тоже срисовала, а я не стал срисовывать, а просто вот у вас на глазах ПОРВАЛ её! Назовём это художественным произведением, творческим актом - перформансом. Я тоже "использовал" ту фотографию! Да ещё «творчески»! - Пусть теперь "автор" подаёт и на меня в суд! Ведь ему это позволяет наш странный закон об авторстве!.. А государство его обязуется защищать.

Короче, этот закон, как и понятие "авторства" очень невнятны и уныло отстали от жизни! Интернет сделал переворот в принципах и в понимании авторства. И это хорошо, поскольку это выбивает почву у торгашей, желающим приторговывать нашим общим достоянием - глобальной инфосферой. И у околоискусственных ремесленников, поставивших свои изо-фото-копии на конвейер.
Прошло время мелких творишек копировать и выдавать за своё ими не придуманное, им не принадлежащее - всеобщедоступное визуальное и культурное богатство нашего мира, природы.
Кислород не принадлежит тому, кто его открыл.
Художник не хозяин и не автор того, что он срисовывает! 
Да, он хозяин картины (фотографии) - как материального предмета - холста, рамы, красок. Но он не автор скопированного срисованного, сфотографированного лица, сюжета и ландшафта!
А те, кто коробчит копейки за каждый свой тык, миг, писк, пук - сомнительные Творцы, не Артисты, не Художники. А крохоборы и торгаши в Храме Искусства!

(…Ещё пятнадцать лет назад при создании своего сайта (одного из первых у художников Иркутска) я там написал:
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПО ПОВОДУ АВТОРСКИХ ПРАВ: всё, что вы видите на этом сайте можете копировать и использовать как вам угодно!)

PS. Чем должен жить художник, спросите вы?
- Заказами, конкретной работой для конкретных людей! Одномоментным актуальным потребным творчеством - спектаклем, живым звуком, импровизацией по конкретному поводу, актуальным живым портретом живого человека.
Но не копированием и тиражированием. Не продажей протухлых новостей вчерашнего дня, музыкальных и изобразительных консервов - фонограмм, фотографий и репродукций.
Спел песню, её подхватили, запели все - радуйся! А не бегай теперь за каждым с мытарской котомкой.
Продавай свои работы. Но один раз продав, потом, какие претензии?
Ах, ты не продал, а у тебя просто скопировали в Интернете? Ну, дык, не выкладывай если жалко. А если выложил (похвастать или для рекламы?) то чего уж теперь обижаться, если пятилетняя девочка твою фотку цветными карандашами перерисует? А недоумок-фирмач себе в фирменный плакат вставит. Это твоя плата за хвастовство и славу, и похвалу, которых ты ждал и получил.
А если делишься, показываешь бескорыстно, то и будь бескорыстным!
 *   *   *…Вообще, конечно, я понимаю, что вопрос сложнее. Да, есть плагиат, есть воровство произведения, сюжета, идеи - это конкретные понятные преступления. Есть действительно авторские уникальные произведения. В том числе и в технике фотографии.
Но меня смущает и возмущает вот это огульное и патетичное  «…любая фотография, независимо от ее назначения, сюжета, является объектом авторского права и, соответственно, защищается государством..» - как круто! Защищается государством!!! Законом!!! Любая!!! Любого!!!
…Меня на улице они защитить не могут, но миллиард ежедневно сделанных фотокадров они берут под защиту государства и армии юристов и войск МВД!
*   *   *Так что советую юристам и адвокатам попробовать рассмотреть этот вопрос вот и с такой точки зрения: всегда ли и каждого "фотографа" и "автора" необходимо защищать этим странным резиновым Законом об Авторском праве?

Резюмирую: я бы считал справедливым ввести здесь требование обратной презумпции: да, наверное, каждый имеет право на авторство. Но он должен сначала доказать значимость своего охраняемого творения!
А  тем более фотографы  - ну, пусть, покажут и докажут, чего они нового авторского и творческого внесли в байкальский пейзаж, или во внешность красивой девушки, или в имидж и харизму именитого героя?! Ведь как неисчислимо много у нас прославились и беспошлинно обогатились "авторы-фотографы", паразитирующие на славе своих персонажей, на бездумном копировании красот Байкала, на божественной красоте обнажённой натуры!
.

Информация и размышления, Вопрос! Ответ?, © Рецензии и отзывы, © АРХИВ и воспоминания, Фото-И-искусство, Право-Порядок

Previous post Next post
Up