Прочёл на выходных «Крысиного короля», литературный дебют Чайны Мьевиля. Не покидало ощущение, что читаю Геймана, только чуть более откровенного в описании грязи и прочего неприятного, а также внезапно ставшего симпатизировать марксистам.
Главный герой, оказавшись в лондонском сизо по обвинению в убийстве отца, спасается оттуда благодаря ниоткуда возникшему покровителю со сверхспособностями - королю крыс. Какое-то время он наслаждается новой жизнью в подземелье, ниже социальных низов, а потом оказывается, что не всё гладко как с монаршими претензиями товарища, так и с его давнишними врагами.
Много места в романе уделяется музыке - в частности, джанглу (книга написана в 1998 году, неудивительно). Всё, что у меня до этого ассоциировалось со словом «джангл» - строчка из простигосподи песни группы «Отпетые мошенники» «Я учусь танцевать», которая как раз в том же девяносто восьмом и стала хитом.
Click to view
Ах да, это по мотивам «Гаммельнского крысолова». У нас этот сюжет в основном известен по книге Сельмы Лагерлёф о Нильсе и его путешествии с гусями, но вообще это древняя еще средневековая немецкая легенда. Конкретно в тексте Мьевиля отсылка идёт к поэме Браунинга - у нас её
замечательно перевёл Маршак.
Главное, чем книга похожа на геймановские - подполье, изнанка Лондона и появление полумифических персонажей; особенную ассоциацию вызвал персонаж по имени Ананси. Второстепенные персонажи вообще весьма неплохо проработаны
Книга небольшая и легко читается. Если по ней нет комикса, это, например, странно - Гейман бы такой возможности не упустил.