Мы вернулись из Конго!

Nov 08, 2016 09:28

Оригинал взят у korostelev в Мы вернулись из Конго!
А точнее из Демократической Республики Конго. А ещё точнее с вулкана Ньирагонго - одного из пяти вулканов в мире с лавовыми озерами. Наша команда покорила уже 2 лавовых озера (Ньирагонго в Конго и Эрта Але в Эфиопии), причем каждое дважды, а на Эрта Але мы планируем в декабре ехать в третий раз. Но впереди ещё три - на Гавайях (Kīlauea Volcano), на Вануату (Marum Volcano) и, самое сложное, в Антарктиде (Erebus volcano). И уже сейчас мы начали планировать на декабрь 2019 года сложнейшую 50-дневную экспедицию в Антарктиду на покорение вулкана Эребус, расположенного на острове Росса, и в котором бурлит одно из пяти лавовых озёр. Буду держать вас в курсе!

Главным отличием только что завершившейся экспелиции на вулкан Ньирагонго было то, что у нас с собой было альпинистское снаряжение, и мы планировали спуск в кратер поближе к озеру. В отличии от Эрта Але в Эфиопии, где без проблем можно подойти к краю озера, здесь в ДР Конго, наблюдение обычно происходит с кромки кратера, так как спуск внутрь осложнён отвесной 200-метровой стеной. Забегая вперед, скажу, что план удалось выполнить лишь частично, и теперь мы планируем следующую уже более подготовленную к спуску экспедицию на январь 2018 года. Будем получать официальное разрешение на спуск в кратер и поедем не на одну, а на 2 ночи на вулкан.

У нас не было в этот раз официального разрешения на спуск, поэтому в голове было несколько вариантов:
 - дать взятку гидам
 - спуститься, пока все отвернутся, а с последствиями разбираться уже, когда поднимемся обратно
 - другой вариант.

В итоге решили так: просыпаемся до рассвета, пока гиды и портеры спят. Спускаемся вниз. А там будь, что будет.

За альпинистское снаряжение отвечала Оля Румянцева (olly_ru). Из Москвы мы притащили 200 метров веревки и всё снаряжение для спуска. Спускаться планировали только я и Оля.

И вот в 03:50 звенит мой будильник. Просыпаюсь, выхожу из домика. Тащу тяжеленный чемодан с экипировкой наверх к кромке кратера (местный портер нес его весь подъем с 2000 метров до 3500). Тишина, все спят. Но вижу, что в домике Оли и Саши зажегся свет. Значит все члены банды проснулись.

Ещё темно. Озеро ночью полыхает особенно красиво.

Собираемся у кромки кратера на совет. Вулкан очень активен. Пыхтит, как паровоз. И даже ближайшая платформа сильно задымлена. Решаем, что глубоко не полезем, чтобы не надышаться, но хоть на сколько-то надо спуститься, не зря же всё везли.

Первой спускается Оля. Саша страхует.

Фото: Иван Решетник.

Следом я.

Сильно пахнет сероводородом. Ниже решаем не спускаться. Делаем селфи на память.

Отмечу, что геометрия озера из года в год немного меняется.

Вот фотографии научной экспедиции 2010 года (ссылка).

Видно, что озеро как бы приподнято надо поверхностью, будто сковородка, из которой лава выливается через край.

А это фото уже из нашей экспедиции 2011 года ( ссылка). Здесь будто бы стенки сковородки уже почти не видны.

И посмотрите сейчас. Уже никакой возвышенности нет. Теперь просто колодец на ровной поверхности.

Ещё из изменений стоит отметить небольшой мини-вулканчик, образовавшийся у края кратера. Он очень активно пыхтит и плещется раскаленной лавой.

Ну, и ещё несколько фотографий и моментов этой экспедиции.

Подъем занимает примерно 5 часов в неспешном темпе. Вещи несут местные портеры (носильщики). В этот раз мы попали под тропический дождь по пути и до нитки промокли. Спасло то, что была сухая одежда переодеться и спальники с собой. И ещё в отличии от прошлой экспедиции у нас был повар и горячая еда с чаем на ужин.

Фото: Иван Решетник.

Домики на фоне зарева от вулкана. Ребята готовят ужин. На заднем плане огни городка Гома, который в 2002 году на половину был смыт лавовым потоком от очередного извержения Ньирагонго. Погибло несколько тысяч человек.

Селфи на фоне вулкана. Саша (с Ваней) героически стояли на стрёме, пока мы спускались вниз, закрывая спинами веревки, когда гиды подходили и уже звали всех на завтрак. Удивительно, но никто так и не заметил, что мы спускались в кратер.

Вся команда в сборе и готова к спуску!

Что касается сложности подъема. Это однозначно не лёгкаая прогулка, но и не какое-то сложнейшее восхождение. Кому-то трудно, кому-то очень трудно, для кого-то это настоящее испытание его силы воли. Назад дороги нет, только вперед. Я твердо убежден, что подняться может каждый здоровый, но даже абсолютно не спортивный человек.

Важно иметь хорошую обувь, сухую одежду на случай дождя и теплый спальник.

Вот как описывают это наши участники:

Оля К:
"я с сыном поднималась почти 5,5 часов. 8 километров. мне было тяжело. отдых по состоянию, но это тот случай, когда обратного пути нет - только вперед. половину пути шли под тропическим дождем. так что это не просто прогулка.
на след день спуск без малого 4 часа"

Яна:
"Начать с того, что для неподготовленных и не имеющих опыта восхождения на горы - это очень тяжелое испытание. Четверть пути пролегает через джунгли, тропинку в которых сильно размывает, если идёт дождь (сейчас как раз сезон дождей) - в итоге сырые ноги и грязь до колен.
Следующие две четвертых пути - круто вверх по лавовым камням, осыпающимся. Последняя часть пути - по очень крутым скалам, примерно под 45 градусов вверх, которые в условиях дождей становятся очень скользкими и на подъем, и особенно на спуск.
Примерно половина пути прошла под ливнем, мы вымокли полностью. И если мы начинали подъем при температуре около +20, то на вершине ночью было не больше +3 - костров не разводят, можно было греться только от углей.
Самы быстрые дошли за 5 часов, то есть это минимум - максимум зависит только от физических возможностей туристов.
В нашем случае не дойти было нельзя, хотя такие мысли были ))
Дело в том, что спускаться было некуда - внизу не организовано размещение для несправившихся, машина с вещами по другую сторону границы, гостиниц в ближайшей деревушке разумеется нет, население не особо дружественно настроено (скорее наоборот) - даже по пути группу охраняли три рейнджера с автоматами от местных грабителей.
Поэтому - грязные, сырые, уставшие, промокшие насквозь - но идти надо было.
Так что это действительно тяжёлое восхождение без возможности передумать - а не просто веселая прогулка на 4 часа. Необходима специальная одежда, обувь, настрой и сила духа. Хорошо бы ещё физическая подготовка ))"

Катя:
"да, это было тяжело. Я ни разу не восхожденец, а этот путь - не прогулка, а экспедиция. Это следует учитывать тем, кто предпочитает лёгкий трекинг - это совсем не он. Да, промокли, замёрзли, устали, могут быть последствия для здоровья небольшие в виде простуды, вывиха или гудящих ног) и по пути раз 20 спрашиваешь себя, какого же лешего я тут делаю добровольно. Но. Есть огромное но во всем этом - когда цель достигнута, ты понимаешь, что поставлена очень большая галка в жизни, и это запомнится. Когда сидишь с чаем у углей на вершине, прячась в домике от ветра, или смотришь, как лава плещется в кратере, вспоминаешь восхождение, особенно на обратном пути, и не понимаешь, как тебе вообще удалось туда забраться. Самоощущение перекрывает всю тяжесть, которая наваливается по пути, ты чувствуешь себя сильным, свободным, и, чёрт побери, довольным. Так что игра стоит свеч, если кто-то хочет проверить и укрепить свою волю (из неопытных, я имею ввиду). А если хотите только гулять по ровной тропинке в лесу - то, конечно, не стоит "

Оля Румянцева (olly-ru):
"Мой взгляд будет так сказать, профессионала на отдыхе :)
Про скалы 45 градусов - это Яна конечно преувеличила. Там и 30 градусов на последнем участке склона не будет, и не скалы это, а достаточно неприятная тропа со скользкими камнями.
Во всём остальном пожалуй соглашусь. Треккинг нельзя назвать лёгким, но пройти его может действительно почти любой, даже тот, кто раньше за собой таких подвигов не замечал. По расстоянию это всего 8 километров.
Но обязательно нужна хорошая одежда, что ещё более важно - хорошая обувь, треккинговые палки. И обязательно много сухой и тёплой одежды, чтобы полностью переодеться наверху. Так же не помешает запасная обувь, чтобы наверху не ходить в мокрых ботинках, так как при продолжительной ходьбе по мокрой грязи промокают даже самые хорошие ботинки.
Первые три часа группа идёт в темпе самого медленного участника. Так что даже если вы ходите быстро, то запасайтесь тёплой одеждой и непромокаемыми накидками (это была моя ошибка, понадеялась, что при наличии 3-х гидов нам дадут разделиться, можно будет идти в своем темпе и будет тепло).
При чём кто окажется в группе, будет непонятно до начала подъёма, объединяют всех, кто в этот день идёт на вулкан. Нам не очень повезло, шло аж 20 человек. Первые три часа так и шли одной толпой. Поэтому получилось пять часов. Так бы можно пройти часа за 4 точно. Но рассчитывать нужно по одежде на самый грустный вариант.
И ещё обязательно запаковать все вещи в непромокаемые мешки и не забыть тёплый спальный мешок.
Ну и в любом случае, помните, что наверху вас ждёт незабываемое зрелище, ради которого стоит немного пострадать."

Ваня:
"Трэкинг весьма вероятно был несложным, как говорит Olga Rumyantseva . Но мне показался чрезвычайно не простым. Дело в том, что я веду крайне неактивный образ жизни: работа рядом, машина под боком, спорта ноль. Поэтому я очень устал уже после двух часов ходьбы (ко второй остановке). Устал настолько, что (в связи с отсутствием опыта и неспортивным поведением по жизни) я думал, что на вершину точно не заберусь. Когда временами показывалась вершина высоко-далеко впереди, на меня нападал страх, что на этот склон мне точно не покорится. Однако спасибо Яна Селезнева (и загаданному ею желанию), с которой мы телепались самыми последними. Благодаря её поддержке и тому что я плетусь в конце не один, я находил силы чтобы идти дальше - вперёд и вверх.
Когда наконец я увидел последний привал и людей на нем, я понял что не настолько мы и отстали от других Мзунгу. За этим привалом был очень крутой (для меня) склон, он мне казался нереальным, но по нему бодро топали люди и вершина не казалось уже такой недостижимой.
В общем, в итоге я забрался последним, если не считать портера и гида с автоматом.
Для меня склон Ньирогонго стал доказательством того, что я могу гораздо больше, чем мог до этого представить. Это серьезное открытие позволяет шире взглянуть на возможности, от которых я возможно отступаюсь, когда надо просто топать-топать, я все сдюжу. Я очень счастлив и доволен собой, что забрался на этот вулкан, он приоткрыл обо мне то, что я о себе не знал.
Про оборудование все и всё правильно написали. Я был экипирован плохо, хорошо хотя бы ботинки не подвели и я не хлюпал носками 6 часов. Дождь застал врасплох: дождевик ни к черту - короткий и влагу не выпускает наружу. В итоге под ним баня, а с него весь дождь стекает на джинсы, которые в итоге были насквозь.
Спасибо всем, кто путешествовал со мной, прошу прощения у тех, кого я сбивал с темпа. Михаил Коростелев и TeamTrip - благодарность за организацию, сам бы я бы никогда не смог выгнать себя из зоны комфорта. Чувствуется подъем духа и сил, понимание неправильного образа жизни толкает на изменения. Надеюсь, все это не пропадёт в Москве с её рутиной и я все-таки что-то поменяю в текущем стиле жизни.
На следующий трекинг обязательно схожу, но попозже и точно гораздо лучше подготовленный и экипированный."

И снова Катя:
Жизнь состоит из многих вещей. Из выбора, который ты делаешь, из минут, складывающихся во Время, воспоминаний, случайных знакомых, меняющихся планов и испытаний, в которых заново узнаешь себя. И ощущений, конечно же. Это чувство, когда стоишь на краю кратера вулкана, глядя на бурлящую лаву. Холодно от пронизывающего ветра, тепло от кружки с горячим чаем в руках, устало от 6 часов трудного восхождения на вулкан высотой в 3500 метров, восторженно от всего, что происходит вокруг. Дойти - done, впервые с замиранием сердца заглянуть в огненные недра земли - done. Но ведь и это еще не всё, потому что за день до вулкана - еще приключение, потрясающее знакомство с горными гориллами Уганды. Когда эти мощные, плюшевые, немного ленивые звери от тебя в метре, и так хочется запустить пальцы в эту шерсть. И пусть добраться до них непросто, по джунглям, размытым тропинкам, но каждый вдох в их компании стоит того, чтобы его достигать. И даже когда самец - глава семейства - угрожающе наступает на тебя с рыком, намекая на то, что и у него есть личное пространство и не стоит его нарушать - не страшно, и сразу знаешь, что делать - просто уважать границы. Отдать дань природе - пообщаться с этим исчезающим видом, ведь их осталось на планете всего около 700 особей. Преодолеть себя, забравшись на вулкан Ньирагонго в Конго - и осознать, что ты можешь много больше, чем казалось, и ощутить это чувство свободы и восторга на вершине. Это жизнь, вот она где. И с этим осознанием не так уж и трудно войти в новый этап жизни, зная, что ты - нечто большее, чем ты есть.

Пару слов об остальных 3 лавовых озерах.