О повседневной безопасности, или суды Линча в Рунете

Sep 09, 2015 06:43


Судили самосудом. Долго не могли решить - то ли расстрелять самострелом, то ли посадить самосадом.
Выписка из протокола суда Линча

В древности, когда государство еще не могло контролировать все стороны жизни общества, население предпочитало бороться с преступностью самостоятельно, в меру собственного правосознания. Пойманных воришек били всем миром, конокрадов запарывали до смерти, убийцу закапывали в одну могилу вместе с его жертвой… Каждый купец на большой дороге творил скорый и справедливый суд над попавшимися разбойниками. Конечно, только если его охрана оказывалась сильнее - в противном случае разбойники справедливо судили купца-прощелыгу. Постепенно, по мере укрепления государства, эти проявления гражданского самосознания сходили на нет. Появились ярыжки, позднее власти организовали Разбойный приказ, затем полицию. В результате в нашей стране к XIX столетию практика самосудов как-то постепенно сошла на нет. Население привыкло: лихих людей наказывает государство, а за самосуд можно самому угодить на каторгу.
Настоящий ренессанс традиции самосудов произошел при заселении западной части США. Поскольку госслужащие - шерифы и прочие - просто не успевали контролировать огромные новые территории, настоящие американцы стали сами защищать закон так, как его понимала более сильная сторона. Вслед за небезызвестным полковником Линчем широкие народные массы сами устанавливали свой закон и свой порядок. И линчеватели остались не у дел только тогда, когда на новых территориях укрепились государственные органы, и свои права стало возможно защитить в суде.
На нашей планете больше не осталось неосвоенных территорий. Все обитаемые пространства поделены между более или менее сильными государствами (Украина и Сомали не в счет), и эти государства в основном обеспечили своим гражданам судебную защиту от преступных посягательств. Казалось бы, о судах Линча стало можно забыть отныне и навсегда.
Однако странным образом услуги линчевателей оказались востребованы в наше время в правовом государстве Российская Федерация. К счастью, не везде, а пока лишь в сфере информационных технологий. На протяжении нескольких лет наши государственные органы, регулирующие правоотношения в сфере информационных технологий, демонстрируют завидную независимость от общественного мнения и пожеланий граждан.
Так, на протяжении многих лет наших сограждан терроризируют коллекторы. По некоторым оценкам, непрошенные звонки от коллекторских агентств получали до 25% совершеннолетнего населения России. При этом жертвами телефонного терроризма становятся не только неисправные должники, но и в значительном числе случайные люди, по чьему паспорту оформлен мошеннический кредит, а то и вовсе знакомые должника. Разумеется, подобный «телефонный терроризм» противоречит российскому законодательству. Подробною правовое обоснование незаконности работы коллекторских агентств даётся, например, в письме Роспотребнадзора от 23.08.2011 № 01/10790-1-32 «О практике применения судами законодательства о защите прав потребителей при замене лица в договорном обязательстве (по делам с участием территориальных органов Роспотребнадзора)».
Итак, коллекторская деятельность незаконна. И что? И ничего, коллекторы продолжают беспокоить своими звонками кого хотят, а граждане пытаются добиться правды в правоохранительных органах. К сожалению, самостоятельно доказать вину коллекторского агентства в незаконном обзвоне достаточно тяжело, а государственные органы практически самоустранились от защиты жертв коллекторов. Ничего не слышно о коллекторских агентствах, закрытых по решению суда, о коллекторах, переехавших в места не столь отдаленные, о пострадавших, которым выплатили за нанесенный моральный вред миллион-другой. Это все сложно, у коллекторов связи, сбор доказательств отнимает время, судебная перспектива неоднозначна… Ну и прочие, известные всем государственным служащим, веские причины, чтобы ничего не делать.
В результате снова оказался востребован опыт незабвенного полковника Линча. Не получая защиты со стороны государства, жертвы коллекторов стали решать свои проблемы самостоятельно. Первой «ласточкой» в деле коллективной самообороны стала разработка нашего соотечественника Евгения Пятковского - программа «Антиколлектор». Всего за 230 рублей каждый пользователь смартфона на базе ОС Android может установить на свой аппарат программу фильтрации телефонных звонков и СМС. Сила программы в том, что база для «черного списка» пополняется автоматически, аккумулируя опыт всех пользователей данной программы. В результате, поскольку количество пользователей программы уже перевалило за 15 тысяч, спустя 2-3 дня все номера телефонов конкретного коллекторского агентства оказываются в «черном списке», и дозвониться до должников становится невозможно. Коллекторам приходится менять используемые ими номера много раз в месяц, вследствие чего, по оценкам самих коллекторов, их расходы на связь вырастают в 10-15 раз. Коллекторская деятельность становится нерентабельной.
Такой удар по криминальному бизнесу встретил ожесточенное сопротивление вымогателей. По заявлению НАПКА (т.н. «Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств») 27 января крамольная программа была удалена из Google Market. Особенно интересно, что в своем заявлении коллекторы ссылались как раз на незаконность использования данной программы. Однако в ходе переговоров с компанией Google выяснилось, что претензии коллекторов не основаны ни на чем, кроме желания заработать деньги. В результате уже 29 января программа вновь стала доступной в Google Market и остается там до настоящего времени. В качестве ответной любезности г-н Пятковский разместил программу еще и в магазине приложений Yandex Store, а также дополнил её новым функционалом. Теперь звонки коллекторов не просто сбрасываются, а переводятся на т.н. бесплатные номера (серия 8-800) тех же коллекторских агентств. С учетом того, что бесплатными эти номера являются только для звонящих туда абонентов, а владельцу номера приходится оплачивать все входящие звонки, коллекторская деятельность в нашей стране превращается в дорогое удовольствие.
Если появление «Антиколлектора» в практике линчевателей можно сравнить с традиционным обваливанием в смоле и перьях, то аналогом виселицы для коллекторов и спаммеров стали сервисы обзвона. Оперативно отреагировав на возникшую в обществе потребность, новые линчеватели предлагают за умеренную плату - от 1 рубля за звонок - осуществить произвольное количество звонков на указанный клиентом номер. Как обещают современные линчеватели, «наш флуд стабилен и сбоев не дает!». А чтобы осужденный понимал, за что его линчуют, по желанию заказчика с каждым звонком можно проигрывать запись соответствующего содержания.
При этом используется оборудование SIP-телефонии. Поступающие на атакуемый номер телефонные звонки идут все время с разных номеров, что затрудняет их блокирование. Нетрудно понять, что постоянный дозвон на все номера коллекторского агентства просто не даст этому учреждению нормально работать.
Пока еще данная услуга не слишком сильно разрекламирована, но получившие отписку из полиции жертвы коллекторов уже прослышали о ней. Если государство не примет мер, то ажиотажный спрос на услуги линчевателей не за горами. И если первое время сервис будет использоваться в «справедливых» целях, для наказания коллекторов и спаммеров, то в дальнейшем сфера его применения будет расширяться. В самом деле, почему бы не устроить небольшую атаку на офис конкурента?
Помимо «живых» коллекторов гражданам мешают жить назойливые звонки автоинформаторов. Такое оборудование используется как для рекламы, так и для «телефонного терроризма» в отношении жертв коллекторов. Поскольку использование автоинформаторов также фактически не преследуется государственными органами, многочисленные добровольные помощники предлагают всем желающим технические средства защиты от обзвона. Все, кто не желает слушать назойливые звонки, могут воспользоваться услугами «виртуального офиса». Так, один из российских операторов связи всего за 685 рублей в месяц предлагает прямой многоканальный московский номер. По желанию клиента на этом номере будет установлена своеобразная captcha, позволяющая защититься от непрошеных звонков. Позвонившему на номер предлагается ввести с клавиатуры телефона некое двузначное число, а соединение с владельцем номера осуществляется только после правильного ввода. Пользователя такой услуги никогда не побеспокоят звонки от роботов. Ну а для живых телефонных хулиганов остается услуга чёрного списка и многочисленные описанные выше сервисы для «ответного удара».
Еще одна группа «серых» услуг вышла на рынок вследствие того, что государство попустительствует дурной привычке выманивать у российских пользователей сети Интернет номер их мобильного телефона. Номер телефона требуется для регистрации на многих сайтах и форумах, для восстановления забытого пароля и совершения множества других действий. Доверчиво предоставленные пользователями телефонные номера в лучшем случае приводят к нежелательной для некоторых пользователей деанонимизации, а как правило попадают в какую-либо спам-базу.
В некоторых случаях «засветка» своего номера телефона и вовсе может подвести неосторожного пользователя под уголовную ответственность. Вследствие весьма расплывчатых формулировок «экстремистской деятельности» и «возбуждения ненависти и вражды» авторы заметок в сети могут быть привлечены к уголовной ответственности (статьи 280, 280.1, 282 УК РФ) даже за резкую критику отдельных госслужащих и должностных лиц коммерческих организаций, за призывы к организации акций гражданского неповиновения и высказывание собственного субъективного мнения по различным вопросам. Несмотря на многочисленные предложения со стороны юридического сообщества, наши законодатели не торопятся привести содержание статей УК в соответствие со здравым смыслом.
Но на чужой роток не накинешь платок. На помощь любителям сетевой анонимности охотно пришли сетевые «шерифы». Теперь за умеренную плату (а в некоторых случаях и бесплатно) каждый желающий может снять виртуальный телефонный номер мобильной связи. Теперь дело в шляпе - все входящие СМС будут исправно выводиться на монитор заказчика, наличие самой SIM-карты не требуется. Добрые люди предлагают номера не только российских операторов мобильной связи. К услугам взыскательных клиентов украинские, белорусские, казахстанские, узбекские, американские, польские, израильские и другие - на любой вкус и кошелек. Поскольку продавцы, разумеется, не озабочиваются установлением личности покупателя, в дальнейшем связать этот номер с конкретным пользователем Сети будет непросто. Если пользователь работает в Сети с использованием анонимизирующих средств, установление его личности представляется крайне затруднительным.
Увы, и эта сила имеет свою тёмную сторону. Анонимные номера мобильных телефонов могут быть использованы для регистрации в Сети как действительно провокационных и экстремистских материалов, так и откровенно вымогательских ресурсов. Желающие пополнить свой кошелёк вымогатели создают фальшивые блоги, за закрытие которых в дальнейшем требуют денег. Так, автору статьи пришлось консультировать банковского служащего, столкнувшегося с таким вымогательством. Потерпевший, будучи исполнительным и квалифицированным работником, вполне обоснованно рассчитывал на повышение по карьерной лестнице. Однако накануне запланированного повышения ему на почту пришла ссылка на блог на иностранном ресурсе. Автор блога, на чьей фотографии клерк с ужасом узнал самого себя, рассказывал, как он презирает «свой» банк и какими методами присваивает банковские деньги. Письмо со ссылкой заканчивалось предложением удалить блог «всего» за пять тысяч у.е. В качестве альтернативы шантажисты предлагали прислать ссылку на блог в службу безопасности банка. Администратор ресурса, где был размещен блог, категорически отказался блокировать доступ к нему без судебного решения. В данном случае потерпевшему удалось сберечь свои деньги и получить ожидаемое повышение, однако найти вымогателей так и не смогли. Очевидно, что новые жертвы не за горами.
Наконец, неумеренное любопытство некоторых государственных и частных организаций в отношении сетевой активности пользователей породило анонимизирующие браузеры, из которых наиболее известен т.н. проект Tor. Будучи установлен на компьютере пользователя, Tor устанавливает криптографически защищенные «туннели» с несколькими серверами-посредниками. В результате установить личность пользователя Tor - по крайней мере, для российских государственных организаций - практически невозможно. Для частной же службы безопасности бывает непросто установить даже сам факт использования этого браузера, например, работниками собственной компании. Ну а поскольку приватность в сети государством не охраняется, и необдуманная реплика на форуме вполне может стать основанием для увольнения с работы, пользователи Сети с удовольствием устанавливают Tor на служебные и личные компьютеры. Как говорили линчеватели, если не делает государство - сделаем сами.
Вот только поборникам мгновенной справедливости хорошо бы напомнить, где бывает бесплатный сыр. По всей вероятности, создание Tor не обошлось без технической помощи одной уважаемой специальной службы самого демократического государства на нашей планете. Если это так, данная служба имеет возможность установить личность любого пользователя Tor, а также собрать подробную информацию о его политических и религиозных взглядах и частной жизни. А после аналитической обработки собранного досье наши перспективные для разработки сограждане - некоторые политики, чиновники, работники ВПК и прочие носители государственных тайн - получат предложения, от которых невозможно отказаться. Или даже уже получили.
История учит нас, что победить линчевателей ужесточением ответственности за самосуд еще никому не удалось. Рискованные приёмы сетевой борьбы перестанут быть востребованы только тогда, когда соответствующую нишу займёт государство. Если злоупотребление персональными данными и подпольное коллекторство будут наказываться полицией, отпадет нужда в сомнительных сервисах, создающих почву для новых злоупотреблений.

самосуд безопасность сервисы

Previous post Next post
Up