МАТТА В ВЕНЕЦИИ. 1950 г.
Выставку «Роберто Матта. Четвертое измерение», знаменитого чилийского художника, я застала в залах Генштаба в последний день её работы. Двадцать три частные коллекции представили свыше 90 произведений мастера, заполнивших три выставочных зала.
Роберто Матта родился в 1911 году в Сантъяго, столице Чили. Феи, собравшиеся у колыбели младенца, в котором текла кровь французских и баскских предков, предсказали новорожденному жизнь, полную парадоксов и творческих озарений. С ранних лет Роберто мечтал стать художником, но подчинившись воле родителей, он поступает в Папский католический университет Чили на специальность архитектора и дизайнера интерьеров. Получив в 1933 году диплом, юноша незамедлительно и надолго покидает страну детства. Роберто Матта переезжает в Европу и обосновывается в Париже.
В 1933-37-е годы - Роберто Матта работает чертежником в парижском бюро Ле Корбюзье, затем в лондонской мастерской Вальтера Гропиуса и Ласло Мохой-Надя, в 1937 г. готовит с группой архитекторов павильон Испании для Всемирной выставки, в Скандинавии встретился с Алваром Ааалто, в СССР участвовал в проектировании жилых домов. Работа с мировыми знаменитостями, знакомство с новыми тенденциями в архитектуре обогатили его знания. Впереди его ждала блестящая карьера в выбранной профессии. Но звёзды сложились иначе… В том же 1937 году, произошло важное событие в творческой жизни Матты: он официально присоединился к кругу сюрреалистов. А в 1938-м, выставил рисунки на парижской Международной выставке сюрреализма. В этом же году, начал работать в технике живописи.
Вторая мировая война прервала активную художественную жизнь Европы. В 1939 году, как и многие деятели искусства, Матта переезжает в Америку, подальше от войны. В 1940 году он показал свои работы в нью-йоркской галерее Джулиана Леви. В 1942 году участвовал в ретроспективной выставке сюрреалистических художников Нью-Йорка, организованной Анри Бретоном. Выставка впервые объемно показала творчество художников-эмигрантов из Нью-Йорка. Критики говорят о последующем влиянии Матты на творчество молодых американских художников нью-йоркской школы, тяготеющих к абстрактному сюрреализму, в частности, Аршила Горки и Роберта Мазервелла. А как Америка повлияла на Матта? Разумеется, новая страна, новая культура, её экономическая мощь, размах изменили творческое мышление Роберто Матты. Он отходит от малого формата изображений и начинает создавать гигантские полотна.
Конец войны ведет к новому повороту жизни Матты. В 1948 году он порывает с кругом сюрреалистов-эмигрантов и возвращается в Европу. Испытав на себе множество влияний от сюрреализма до абстракционизма, новые космические и математические теории построения Мира, он остался самим собой. Он ощущал себя космополитом, гражданином мира и его исследователем. Путешествовал и жил в Южной Америке, Франции, Мексике, США, Италии, Испании и Англии. Умер художник в 2002 году в далекой от Сантъяго Чивитавеккья (Италия). Его творчество было показано во множестве галерей, а также в важнейших центрах мирового искусства: в Центре Жоржа Помпиду, в Музее современного искусства (Нью-Йорк), в Стеделейк-музее (Амстердам), в Национальной галерее в Берлине и др.
* * *
2. Роберто Матта. ВНУТРЕННЯЯ ГЕРИЛЬЯ. 1967 г. Холст, масло. Собрание Франсуа Одерматт. Франция. (“Герилья” (“guerrilla” - уменьшительное от исп. “guerra” - война). Названия картин Матты словно существуют сами по себе. Эта особенность будет видна и дальше.
3. Роберто Матта. Эргонавты-Катастронавты. 1965. Холст, масло. Частное собрание.
4. Посетитель перед работой Роберто Матты "Эргонавты-Катастронавты"
5. Роберто Матта. АЛЬБОРАДА. 1980. Бумага на холсте, пастель. Собрание Джоэла Рубина, США. (“Альборада” - исп. “Утренняя песня пастуха”)
6. Роберто Матта. БЕЗ НАЗВАНИЯ. 1939. Бумага, цветной карандаш, графит. Частное собрание.
7. Роберто Матта. БЕЗ НАЗВАНИЯ. 1959. Холст, масло. Собрание Тэссы Херольд. Франция.
8. Роберто Матта. ВУЛКАН. 1951. Собрание Элизабет и Роберто Гайзуета, США.
9-10. В залах выставки.
11. Роберто Матта. ВЫЛУПЛЕНИЕ. 1952. Холст, масло. Частное собрание.
12. Роберто Матта. РОСТ. 1955. Холст, масло. Частная собственность. США.
13. Роберто Матта. ДЕЛО РОЗЕНБЕРГОВ. 1952. Холст, масло. Частное собрание.
14. Роберто Матта. КАЗНЬ РОЗЕНБЕРГОВ. 1954. Частное собрание.
15. Роберто Матта. ЛЕС. 1937. Бумага, цветной карандаш, пастель. Собрание Gordon Jnslow Ford. США.
16. Роберто Матта. ЛИБЕРОС. 1969. Холст, масло. Собрание Вики и Маркоса Миша, Мексика.
17. Роберто Матта. НА ОБРЫВКАХ СНА. 1956. Холст, масло. Частное собрание.
18. Роберто Матта. НАРЦИСС, ЖИВАЯ СЕРА. 1981. Холст, масло.Собрание Элизабет и Роберто Гойзуета США.
19.Роберто Матта. НЕМЫСЛИМОЕ. 1957. Холст, масло. Собрание Томаса Монахана, США.
20. Роберто Матта. ОГНЕННАЯ СТАЧКА. 1983. Бумага, пастель. Собрание Майкла и Кэти Томпсон. США.
21. Роберто Матта. О ТЯГОСТНОЙ ЛЮБВИ. 1958. Холст, масло. Частное собрание.
22. Роберто Матта. ОСУЖДЕННАЯ НЕВОЗМОЖНОСТЬ. 1947. Холст,масло.Частное собрание.
23. Роберто Матта. ОТКРЫТЫЙ КУБ. 1977. Холст на дереве, масло. Частная собственность.
24. Роберто Матта. ПИЛИГРИМ СОМНЕНИЯ. 1947 г. Холст, масло. Частное собрание.
25. Роберто Матта. ТИП МЫШЛЕНИЯ. 1979. Холст, масло. Частное собрание.
26. Зритель на фоне картины «ТИП МЫШЛЕНИЯ».
27. Роберто Матта. ТРИ ФИГУРЫ. 1958. Холст, масло. M. T. Abraham Foundation. Франция.
28. Роберто Матта. ФИГОВЫЙ ЛИСТ. 1945. Холст, масло. Собрание Томаса Монахана. США.
29. Роберто Матта. ЯБЛОКО. 1952. Холст, масло. Собрание Гектора Циперовича. США.
30. Роберто Матта. ЯЙЦО ЭРОСА. 1982. Холст, масло. Собрание Сэнди Гросс и Анн Коневей.
31. Афиша лекций, посвященных творчеству Роберто Матты.
* * *