В 2013 году в Эрмитаже была показана выставка «Против света». Немецкое искусство ХХ века из коллекции Джорджа Эконому». В последнем зале, меня надолго «зацепило» крупное полотно Ансельма Кифера, изображающее заброшенный авиационный ангар времен Второй мировой войны. Опустевшее, когда-то гудящее от рокота авиадвигателей пространство, с уходящим вдаль выходом к свету, вызывало медитативное чувство, и чем был вызван этот эффект - было непонятно. Ибо, художник создал свою композицию из состаренного холста, ржавого металла, проволоки, земли, и, - бог знает из чего! Захотелось больше узнать о немецком мастере, единственном художнике современности, чьи картины вошли в постоянную экспозицию Лувра.
В августе этого года, можно было снова увидеть работы немецкого художника на эрмитажной выставке под интригующим названием: «Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову».
Велимир Хлебников, будучи студентом-математиком, путём сравнительного анализа дат мировых событий, определил число «317». Оперируя этим числом, он осмыслил причинно-следственную связь мировых событий в прошлом, и спрогнозировал будущие, к примеру, он назвал 1917-й - годом начала революции. Были определены и другие числа, влиявшие по мнению Хлебникова, на жизнь цивилизаций, государств, и жизнь людей. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский (эссе «Клуб дыма сизого») в подтверждение мистических прозрений Велимира Хлебникова, цитирует его строки, предсказывающие трагические события в Нью-Йорке 2001 года:
И замки мирового торга,
Где бедности сияют цепи,
С лицом злорадства и восторга
Ты обратишь однажды в пепел.
Велимир Хлебников. «Ладомир».
Нумерологические исследования Хлебникова проводились накануне революции. В эти годы, в среде русской интеллигенции витал острый интерес к мистицизму, нумерологии и оккультным наукам: в творчестве Зинаиды Гиппиус, Константина Бальмонта, Валерия Брюсова, Елены Блаватской и многих других. Все знали, что грядут эпохальные перемены, но когда? Отсюда, и внимание к Числам.
Немецкий художник Ансельм Кифер, размышляя над уроками всемирной истории, итогами двух мировых войн в XX-м столетии, и судьбами народов нашёл в творчестве Хлебникова и его исканиях, сподвижника и единомышленника. Созданный им проект, показанный в год 100-летия Октябрьской революции, является данью глубокого уважения мыслителю и поэту - Велимиру Хлебникову.
1.ВЕЛИМИРУ ХЛЕБНИКОВУ. НОВОЕ УЧЕНИЕ О ВОЙНЕ. СУДЬБЫ НАРОДОВ. 2015-2017 гг. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец.
2.БЕЗ НАЗВАНИЯ. 2016. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец, железо, глина, серебрение.
3.ВЕЛИМИРУ ХЛЕБНИКОВУ. СУДЬБЫ НАРОДОВ. 2015-2016 гг. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец, продукт электролиза.
4.На полу зала была прочерчена красная линия, заходить за которую посетителям не рекомендовалось. Как видим, любопытство взяло верх.
АВРОРА. 2016. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец.
5.ДУХ НАД ВОДОЮ. 2008-2016. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец, продукт электролиза.
6.БЕЗ НАЗВАНИЯ. 2015-2017 гг. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец.
7. а) ЗЕМЛЯ. 2016 г. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак.
б) ВЕЛИМИРУ ХЛЕБНИКОВУ. МОРСКИЕ СРАЖЕНИЯ. 2016. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец.
в) ВОЛНЫ МОРЯ И ЛЮБВИ. 2008-2017. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец, металл.
8.Верхний ряд слева направо: а) МОРСКИЕ СРАЖЕНИЯ ПРОИСХОДЯТ КАЖДЫЕ 317 ЛЕТ. 2016 г. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец.
б) СПЯЩИЙ В ЛОЖБИНЕ. 2016 г. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак.
в) АВРОРА. 2016 г. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец.
Средний ряд: г) МОРСКИЕ СРАЖЕНИЯ. 2016. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец.
д) ВЕЛИМИРУ ХЛЕБНИКОВУ. МОРСКИЕ СРАЖЕНИЯ. 2015-2016 гг. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец.
е) МОРСКИЕ СРАЖЕНИЯ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА. 2016 г. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец.
Нижний ряд: ж) 1770 ЧЕСМА 1770 - 951 = 819. НОРМАННЫ ВО ФРАНЦИИ. 2016 г. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец.
з) 701 НОРМАННЫ В ПАРИЖЕ 1652. АНГЛИЯ Х ГОЛЛАНДИЯ 1652 - 951 (3 х 317) = 701. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец
и) ПЬЯНЫЙ КОРАБЛЬ. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец.
9.Сверху вниз: а) СТУДИЯ ХУДОЖНИКА. 2016. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак.
б) ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ. МОРСКИЕ СРАЖЕИЯ ПРОИСХОДЯТ КАЖДЫЕ 317 лет. 2016. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец.
в) БЕЗ НАЗВАНИЯ. 2009-2017 гг. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец, дерево.
10. МОРСКИЕ ОДЫ. 2004. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец.
11. БЕЗ НАЗВАНИЯ. 2016-2017 гг. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец.
12. БЕЗ НАЗВАНИЯ. 2016-2017 гг. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец.
13. ВЕЛИМИРУ ХЛЕБНИКОВУ. НОВОЕ УЧЕНИЕ О ВОЙНЕ. 2016-2017 гг. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец.
14.ВЕЛИМИРУ ХЛЕБНИКОВУ. СУДЬБЫ НАРОДОВ. НОВОЕ УЧЕНИЕ О ВОЙНЕ. 2015-2017 гг. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец.
15.БЕЗ НАЗВАНИЯ. 2016 г. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец, металл, продукт электролиза.
16.ВЕЛИМИРУ ХЛЕБНИКОВУ. НОВОЕ УЧЕНИЕ О ВОЙНЕ. СУДЬБЫ НАРОДОВ. 2015-2017. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец, железо, позолота.
17.БЕЗ НАЗВАНИЯ. 2015-2016 гг. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец, металл.
18.СТУДИЯ ХУДОЖНИКА. 2015-2017. Холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак.
19.Велимиру Хлебникову посвящается…
* * *
Источники:
«Клуб дыма сизого». М.Б. Пиотровский
http://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2017/kiefer/?lng=ru