Ко дню рождения АГАСИ АЙВАЗЯНА.
90 лет - девять десятилетий со дня рождения - звучит весомо.
Поскольку людей, близко его знавших не так много, а сообщество посторонних людей, причисляющее себя к памяти об Агаси Айвазяне, и участвующее в мифотворчестве о нём расширяется, вытесняя родных и близких, я хотела бы посвятить несколько строчек, посвященных этой дате.
Жажда самообразования развила его способности и таланты, расширила круг его увлечений. У него не было корочки об окончании ВУЗа, но был на вооружении девиз: "Знание нужно украсть!" И он его "крал", наблюдал, где только мог! Он происходил из простой семьи: отец был кузнецом, мать - дохозяйкой. Отец - Симон Айвазов, был для него примером честного отношения к профессии кузнеца. Но насмотревшись на тяжёлые потуги отца, усугубленные хроническим заболеванием лёгких, в добывании хлеба насущного, Агаси ещё в детстве дал себе обещание, что во взрослой жизни не будет зарабатывать физическим трудом. Он тогда ещё не мог знать, что умственное напряжение, интеллектуальная работа подчас тяжелее физической. Его мама - Елизавета Смбатовна, - коренная тифлисская горожанка, обладала хорошим природным вкусом. Была искусна в шитье, вязании. Она поощряла его детские занятия рисованием, увлечения театром и кино. Агаси говорил, что из неё получился бы хороший режиссёр - так точны были её замечания по поводу увиденного! И только благодаря её воспоминаниям о городе и её семье были написаны "Тифлисские рассказы". Она была первым слушателем его текстов. Даже после шестидесяти лет, он гордо говорил: "Я - маменькин сынок!" В немалой степени он был воспитан Тифлисом - самым интересным многонациональным городом Закавказья... Он "сделал себя сам" в кино, литературе и журналистике и в смежных областях. Добился профессионального признания, вступив во все мыслимые союзы: писателей, кинематографистов, журналистов, театральных деятелей - ничего не забыла?! Когда приходил час "расплаты", ибо под конец года нужно было вносить за членство в этих союзах взносы, то весомо урезался бюджет нашего новогоднего стола. "В художественном творчестве я - всё могу!" - говорил Агаси. Но недосягаемыми для него оставались музыка - пришлось оставить занятия в музыкальной школе по классу скрипки (по его выражению - "медведь на ухо наступил"), самокритично признавался, что никогда не танцевал и стихов не писал. Я ему напоминала: "А помнишь, когда ты писал "Диплипито" для кукольного театра, ты сочинял и пел куплеты, и показывал как в Грузии шалахо танцуют?" "Ну, это непрофессиональный уровень" - отмахивался Агаси.
***
И ещё давнее. Гуляли мы как-то втроём - я, он и маленькая дочь возле детской железной дороги в ущелье. Остановились на мосту через речку, и вдруг, из дочки полились стихи: "Стоим мы с папой на мосту - он не растёт, а я расту!" Отец изумился: "Это настолько профессионально! Сама сочинила?" - "Не я, а Агния Барто, папа", - и продолжила "Идёт борьба за чистоту - я подметаю и расту!" И тут же дала поручение : "Папочка, а ты, напишешь для меня стихотворение?" - "Нет, дочка, стихи я не пишу. Я лучше расскажу тебе историю про маленького Вишапа, хорошо?" - улыбнулся Агаси. Рассказ о маленьком дракончике - вишапе по-армянски, был вскоре написан, и очень понравился нашей Диане-Анне!
***