О РАЗРУШЕНИИ И СОЗИДАНИИ

Mar 17, 2010 12:52

ВСПЛЫВАЮЩИЕ ОКНА ПАМЯТИ
ОКНО ДВЕНАДЦАТОЕ.

Мы все еще жили в съемной комнате напротив родильного дома, выходящего одной стороной на проспект Ленина (Маштоца), когда у нас появилась надежда на получение своего жилья. И даже адрес будущей квартиры обозначился.

Она находилась в строящемся доме, совсем недалеко, на Тер-Габриеляна, во дворе бывшего кафе «Аргишти». Это было скромное однокомнатное гнездышко на самой верхотуре. Мы ходили туда каждую неделю, наблюдая, скоро ли возведут стены до нашего одиннадцатого этажа. Расположение дома было очень удачным: двор его имел выход на четыре улицы.

Через несколько месяцев наших ожиданий, строительство дома было закончено. Нужно было переезжать. Агаси перед этим сломал при падении с лестницы два ребра, и ему некоторое время нельзя было поднимать тяжести. Тем более, что лифт не был подключен. Я мобилизовала грузчиков из магазина «Детский мир». Переехали!

Бывшее наше жилье, большой старый дом, который можно было реставрировать, через пять месяцев снесли! Очевидно, для строителей и проектировщиков, тактика выжженной земли, была наиболее приемлемым вариантом.

Подойдя к нашему прежнему жилиищу, мы увидели наполовину обрушенный дом без крыши и потолка. На оставшейся части стены нашей комнаты, кем-то была прикреплена репродукция «Плачущего глаза» Дали. Рисунок был плохо закреплен, уголок его отдувало осенним сырым ветром и, казалось, глаз плакал по-настоящему!

На осиротевшем месте некоторое время был пустырь. На нем мы однажды встретили главного архитектора Еревана Джима Торосяна, автора знаменитого проекта «Каскад».

Что будет на этом месте? - поинтересовался Агаси.

Прогулочная зона. От Главпочтампта и, далее, через весь центр города... Будет много красивых фонтанов!

Когда появились эти фонтаны, красоту их многие ереванцы пытались оспорить! Но, что было бесспорно, фонтаны давали летом блаженную прохладу!

Здесь прибыло, а там убыло. Почти одновременно, исчезли два камерных фонтана-прудика с фигурой журавля, на перекрестке улиц Туманяна и Налбандяна. Там была тень от деревьев, вокруг стояли скамейки. Маленький оазис в центре задымленного города исчез... В советское время не только строили, но и сносили. Недавно услышала, что снесли «Кукурузу» - примечательнейшее здание Еревана.. А ведь ее белоснежная вертикаль придавала легкость пейзажу! Она «держала» небо!

Я и Агаси часто спорили по поводу зеленых насаждений в городе. Он был яростным их противником.

Не нужны в городе деревья. Они не должны загораживать фасады зданий! - парировал Агаси.

Его идеалом городской застройки была новая столица Бразилии - Бразилиа, детище великого Оскара Нимейера. В грандиозном проекте великого архитектора зеленая зона была вынесена за пределы городской застройки.

Я возражала, что отсутствие насаждений будет противоречить национальному армянскому характеру. Ереванцы облагораживали растениями любые, даже самые каменистые участки земли вокруг своих жилищ. На балконах, и, даже на крышах некоторых домов, жители умудрялись высаживать цветы и зелень! В солнечной стране люди ценили прохладу тени.

В 90- годы, когда доведенные до отчаяния люди, вынуждены были рубить деревья для обогрева, я знаю людей, которые перед порубкой просили прощения у деревьев.

И если вспомнить пейзажи армянских художников, то на них горы, долины, сады, села, виды церквей... Близость к природе Армении - источник их вдохновения. Урбанистическая тема почти не отражена в армянской живописи. Может быть, сейчас рисуют?

Агаси с нетерпением ждал окончания затянувшегося строительства Каскада. Помню, как он был озадачен, когда узнал от Джима Торосяна, что проект Каскада был продан Советским правительством то ли в Иран, то ли в Ирак, и что строительство его, в отличие от Еревана, уже благополучно завершено.

Истинные центры духовности всегда и везде создавались долго. Наверное, недостроенный Каскад ждал прихода коллекционера и мецената Кафесчяна. И он его завершил, и наполнил собранием своих коллекций, которые окажут честь многим музеям мира!

"Кукуруза", Агаси Айвазян, всплывающие окна памяти, Джим Торосян, Ереван, архитектура

Previous post Next post
Up