В эпоху оттепели, в 60-е годы прошлого века, стали ловиться «вражеские» радиостанции. Мой отец, обзаведясь новеньким радиоприемником с проигрывателем, ловил «Голос Америки", "Радио «Свобода» и прочие «голоса». А я и мои сестры, с упоением, слушали музыку, которая была прежде недоступна. Ребята с нашего двора, распахивали окна и выставляли свои приемники динамиками на улицу. Звуки джаза, новых музыкальных ритмов, красивых мелодичных песен, незнакомая речь волнами накатывали из эфира и волновали воображение. И вот, однажды, настраивая приемник на нужную волну, я услышала обрывок фразы: «...выдающийся танцовщик современности, рожденный в Советском Союзе, в Уфе, Рудольф Нуреев в очередной раз покорил своим искусством ...». Дальше было невозможно расслышать: раздался треск, писк, шум, а затем позывные «Голоса Америки». В последующих передачах радиостанции рассказывалось о героическом «прыжке свободы» Нуреева в Париже. Этот прыжок дал возможность танцовщику раскрыть свой талант в полной мере. За этот поступок он был лишен советского гражданства.
Нуреев... Нуриев... Эту фамилию носил наш первый секретарь обкома партии. Особняк его, с прилегающим садом, высился прямо за забором нашего двора. У ворот дома, стояла круглосуточная милицейская охрана. Невозможно было представить, чтобы Нуреев-танцовщик был бы его родственником. Эти люди существовали на разных полюсах. Говорят, Нуриев, на посту секретаря обкома, многие годы чинил препятствия танцовщику в его встрече с семьей. А когда, его повысили в должности до всесоюзного министра, и он переехал в Москву, запрет сохранился. Все последующие годы, время от времени, я слышала отрывочные сведения о Рудольфе Нурееве. Наконец, в эпоху перестройки, все шлюзы были открыты! И он, смог приехать в Уфу и в Ленинград. Так продолжалось еще несколько лет. Мы уже знали о его болезни, и о том, как достойно Рудольф Нуреев с ней боролся, и как в последние месяцы жизни смирился с ней, cловно с платой за свой уникальный талант, мировой успех и за свою чувственность.
В прошедшее воскресенье, я посетила в Шереметьевском дворце выставку «РУДОЛЬФ НУРЕЕВ. НИТИ ВРЕМЕНИ».
На выставке были показаны костюмы и фотографии из Национальной оперы Парижа, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Академии русского балета имени Агриппины Вагановой, где учился артист, Башкирского театра оперы и балета. Выставочный проект осуществлен совместно с Французским институтом в Санкт-Петербурге и Агентством Culturesfrance.
Поднявшись на второй этаж, я обнаружила экспозицию в двух сообщающихся залах. Из дальнего конца полуосвещенного зала была слышна приглушенная музыка «Лебединого озера».
В меньшем по размеру зале, с которого я начала осмотр экспозиции, посетителя при входе встречал взгляд Рудольфа Нуреева с громадной фотографии во всю стену. Здесь же были размещены скульптурные портреты и другие фотографии Рудольфа, освещающие жизненный путь от рождения до кончины. На полу, посреди зала, была сооружена впечатляющая инсталяция - гора балетных туфель! Она была освещена наиболее ярким светом. Я тихо спросила стоящего рядом посетителя - молодого мужчину с кинокамерой в руках, можно ли здесь фотографировать. Он обернулся, и я увидела увлажненные глаза человека, потрясенного увиденным.
В зале, где экспонировались костюмы, был полумрак. Освещались только витрины с 48 костюмами, страховая стоимость каждого из них составляла 50 тысяч евро.
Нуреев, скрупулезно работая над созданием сценического образа, вникал во все технологические тонкости театрального процесса. На выставке можно было заметить, что на двух костюмах периода его работы в Мариинском театре, застежка находится на спине, что, конечно, доставляло явное неудобство танцовщику. И вытачки на костюме вертикальные, что не очень соответствует параметрам мужской фигуры.
Во Франции, Нуреев отказался от подобной модели. Он самолично наблюдал все этапы создания костюма. Отлично зная свое тело, он добился создания базовой выкройки, по которой шились для него костюмы для всех спектаклей, в которых он участвовал. Он настоял, чтобы костюмы ему шили с потайной передней застежкой. Вытачка в его костюмах должна была идти от середины проймы передней полочки к заниженной линии талии, что давало ему возможность свободно двигаться в танце. Такой костюм подчеркивал красоту мужской фигуры и был удобен.
Нуреев также придавал большое значение эстетическому восприятию сценической одежды: костюмы были сшиты из благородных тканей красивых оттенков синего, коричневого, голубого цветов. Они щедро украшены вышивкой, пайетками, тесьмой, кружевами и камнями. Выставлены не только костюмы Нуреева, но и его партнеров по балетам. Мастерство французских костюмеров и портных впечатляет! Очень понравились живописные костюмы цыган из «Дон Кихота», костюмы персонажей «Лебединого озера». Жаль только, что ни на одном стенде не были указаны имена авторов - художников по костюмам!
Осмотр экспозиции закончился в конце зала, откуда была слышна на малой громкости музыка Чайковского. За занавесом, на полу, на небольшом возвышении, демонстрировалась фотография стопы Нуреева. Впереди, на большом экране, шел бесконечный балет «Лебединое озеро» с участием Рудольфа Нуреева. Боковые стены были затянуты черным сукном. Вдоль них, уходя к экрану, и мерцая блестками в нереальном голубом свете, парили невесомые балетные пачки. Казалось, что балетные танцовщицы оставили их, чтобы переместиться к великому танцовщику в виртуальное пространство, и дотанцевать с ним спектакль.
Организаторы и французский куратор выставки Эмиль Капеллюш смогли затронуть чувства зрителя. Выставка была не только демонстрацией сценического костюма выдающегося танцовщика и хореографа, но и стала воздаянием памяти артиста. Демонстрация фрагментов балетных спектаклей Нуреева, в третьем зале, довела кураторскую работу до своего блестящего завершения. Были показаны основные балетные партии Нуреева. До сих пор, перед моими глазами стоят сцены его самоиспепеляющего танца!
Перед самым закрытием, самыми последними посетителями выставки, стали учащиеся Академии Русского Балета имени А. Я. Вагановой. Хотелось бы надеяться, что каждому из них, была подарена пара балетных экспонатных туфель в память о знаменитом артисте.
Р.Х.Нуреев в сцене из балета «Нити времени» Д.Боермана Съёмка: 1969 Лондонский королевский балет из коллекции Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства
Р.Х.Нуреев - Гамлет в балете «Гамлет» на муз. П.И.Чайковского. Съёмка: 1964. Лондонский королевский балет. Из коллекции Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства
Костюмы из балета "Лебединое озеро".
Photo Irving Penn. Rudolf Nureyev. New York. 1965.
Фото с выставки мои: beryash.livejournal.com