Мы все являемся атеистами по отношению к большинству богов, в которых когда-либо верило человечество. Некоторые из нас просто исключили ещё одного бога.
-
Ричард Докинз Атеизм - это отсутствие веры в существование каких-либо
богов[1][2]. Слово произошло от греческого a-, означающего "без", и theos, означающего "бог". Theos включает авраамического(-их)
ЙХВХ, Зевса, Летающего Макаронного Монстра и всех остальных божеств
[3]. В определении атеизма под общим термином "бог" может в том числе пониматься Бог как элемент
христианской мифологии.
История атеизма
“”Разве не достаточно просто видеть, что сад прекрасен, без необходимости верить, что под его землей живут феи
-
Дуглас Адамс (англ.)[4]
Символ атеизма, по мнению некоторых. На самом деле он используется
Американскими атеистами с момента основания их организации в 1963 году. На "Проекте атеизм" Английской Википедии изображение использовалось как логотип, но потом его заменили на древнегреческую запись
[5].
Ещё в древние времена существовали рациональные люди, не принимавшие суеверные и магические объяснения явлений природы, и считавшие, что естественные процессы могут происходить без участия богов. Восточная буддийская философия в целом является атеистической, поскольку полностью отказывается от принятия мифа о творении. На Западе атеисты были почти во всё время существования философии и письменности. Наиболее выдающиеся мыслители античности относились скептически к вере в божества или избегали
религию целиком - о них больше известно как об авторах, развивавших
логику и
рациональное мышление, чем как об авторах религиозных текстов. Демокрит, предложивший идею о неделимых частицах, считал, что они могут удерживаться вместе в мире без
магии. Критий, один из Тридцати тиранов Афин, намного раньше
Маркса назвал религию средством для контроля масс.
Возможно, лучшим явной примером древней атеистической философии является школа мысли Чарвака, возникшая в Индии в первом тысячелетии до н.э. Представители школы считали Вселенную материальной, отрицали идею о загробной жизни и подчёркивали необходимость использовать эту жизнь.
[6] В эпоху Просвещения появляется атеизм в современном понимании. Среди мыслителей эпохи, являвшихся атеистами, можно выделить Поля Анри Гольдбаха и Дени Дидро. Шотландский философ Дэвид Юм, пусть и не выражавший атеизм явно, писал критические работы о религиях в целом и религиозных верованиях (больше всего ему нравилось критиковать веру в чудеса), предлагая естественные объяснения в вопросе о происхождении религий в работе Естественная история религии и выражая критику традиционных аргументов в пользу существования Бога в работе Диалоги о естественной религии.
С тех пор термин "атеизм" приобрает всё более современное значение. Во всё большем числе стран принадлежность к атеизму расценивается как нейтральный либо несущественный ярлык. Народ Новой Зеландии, например, трижды избирал себе женщину-агностика (Хелен Кларк) на пост премьер-министра, которую затем сменил нынешний премьер, также являющийся агностиком (Джон Кей). В Великобритании атеистами были премьер-министр Клемент Эттли, и нынешний вице-премьер Ник Клегг. Кроме того, бывшая премьер-министр Австралии Джулия Гиллард открыто заявляет о своей атеистической позиции, и атеистом был как минимум ещё один премьер-министр Австралии. Вместе с тем, в таких религиозных странах как США и Саудовская Аравия, атеистом лучше не быть. В самом деле, предрассудки в США против атеистов настолько велики, что, согласно данным одного из исследований, атеисты пользуются наименьшим доверием среди всех меньшинств США
[7].
Причина такого отношения к атеистам неясна. Во-первых, они ничего не утверждают, с чем можно было не соглашаться (за исключением "сильных" атеистов, единственной верой которых является вера в отсутствие богов). Также атеисты не создают лобби, групп по интересам либо политических организаций, влияние которых было бы сопоставимым с влиянием групп, защищающих интересы разных религий. И тем не менее, вероятность выбора атеистом Президента США является наименьшей. Согласно Американскому опросу о ценностях 2011 года (American Values Survey), около 67% проголосовавшим было бы некомфортно при президенте-атеисте, и никакие другие группы, включая
мормонов, афроамериканцев и гомосексуалов, не потеряли бы столько потенциального электората ввиду единственной черты.
[8][9] Возможной причиной такого обстоятельства является то, что в США христианские группы культивируют концепцию отсутствия морали без религии, играя вокруг потребности людей в абсолютных и писанных нравственных законах и преподнося
абсолютную мораль как нечто изначально истинное и постижимое исключительно верующими.
Заблуждения об атеизме
Некоторые
фундменталисты-христиане склонны проводить ревизию истории с целью демонстрации, что негативные поступки атеистов вызваны отсутствием у них веры в Бога. Их попытки связать с атеизмом действия
Гитлера,
Сталина и любых других негативных персонажей являются
ассоциативной ошибкой. Они были бы до смешного тривиальными, если бы обладали меньшим влиянием на
легковерные массы.
Выражение недоверия атеизму обычно сопровождается негативно эмоционально окрашенными словами, аргументами типа
чучело и многими другими мифами, предназначенными для дискредитации идеи неверия в общепринятых богов.
Атеизм является организованной религией
Основная статья:
Атеизм является религией Распространённое заблуждение, часто используемое как резкая критика, состоит в том, что атеизм является
религией. Но, не смотря на существование
секулярных религий, атеизм обычно понимают как "нерелигиозность". Таким образом, расширить определение религии, чтобы включить туда атеизм, означает извратить его так, чтобы оно включало все явления в обществе. Нередко можно услышать, что называть атеизм религией было бы сродни тому, чтобы называть хобби не коллекционирование марок, либо считать, что быть безработным, - это тип занятости. В пользу такой аналогии свидетельствует факт, что атеисты не поклоняются
Чарльзу Дарвину либо кому-нибудь ещё. Хотя, по мнению некоторых, атеизм предполагает принятие эволюции для полноты мировоззрения
[10], но атеизм не требует поклоняться кому-то или чему-то, а принятие эволюции
возможно не только атеистами, поскольку верующий тоже может понять
доказательства эволюции, если у него нет привычки злоупотреблять
богом белых пятен. По определению, всякий человек, поклоняющийся Дарвину как сверхъестественному существу, не является атеистом.
Всё более заметная деятельность организаций, в шутку называющих сами себя "атеистическими церквями", не является поклонением; скорее, они являются местом, куда по утрам в воскресенье сходятся единомышленники с целью приятно провести время, поболтать о разном и пр. Феномен относительно нов и его перспективы не вполне ясны.
[11][12] В целом, атеисты не образуют сплочённую группу, поэтому обвинения в том, что "атеисты" поступают плохо в конкретных случаях, едва ли что-то говорит о них в целом. Одной из главных причин, почему верующие отвергают веру и становятся атеистами, является их разочарование в религиозной организации и предлагаемом
групповом мышлении. Вовсе необязательно, что эти люди вновь станут частью организованной группы. Обсуждения в рамках "атеистических сообществ", если таковые вообще проводятся, не налагают обязательств для пребывания в них, поэтому такие сообщества нельзя назвать организованными группами. По этой причине у атеистов нет своего эквивалента
Библии,
Корана или любых других священных текстов. Не смотря на то, что на тему атеизма написано немало работ, к атеистам не выдвигается требование согласовывать своё мнение с изложенным в работах
Фридриха Ницше,
Ричарда Докинза или
Кристофера Хитченза. Некоторые атеисты не согласны со словами и действиями этих авторов. Другие признаются, что хотели бы быть верующими.
[13]Взгляды фундаменталистов
Фундаменталисты имеют обыкновение уничижать атеистов на том основании, что они "ненавидят Бога". Так считать неверно. Атеисты отрицают существование христианского Бога не потому, что они его "ненавидят" или "хотят жить в грехе", а по причине несостоятельности каждой из этих идей. Поэтому ненависть к богу(-ам) имеет столько же смысла, сколько обвинение Деда Мороза за то, что он не приносит рождественские подарки, от того, кто в него не верит. Из многообразия убеждений атеистов мира некоторые могут желать, чтобы Бог существовал (но не могут признать его существование, поскольку оно не согласуется с их наблюдениями:
проблема зла и пр.), кто-то может питать глубокую неприязнь к такому существу как библейский бог, не считая возможным его существование, некоторым
боги безразличны, а многие другие занимают промежуточную позицию между этими категориями.
Вопрос морали имеет большое значение для понимания социальной жизни всего мира. Религиозные фундаменталисты склонны считать, что они обладают монополией в её объяснении и толковании. В противовес их утверждениям, "без богов" не тождественно "без морали". Существуют убедительные
гуманистические, культурные и генетические аргументы в пользу существования морали и этического поведения, которые признаются не только атеистами.
В США, где атеизм подвергается обильной критике, политики и евангелисты не без успеха сравнивают атеизм со "злом"
коммунизма либо с самими коммунистами. Это "зло" не связано органически с атеизмом в его сути. Хотя большинство ортодоксальных марксистов были атеистами (
марксизм рассматривает религию как "
ложное сознание", которое должно быть устранено),
Сталин и другие диктаторы были жестокими не потому что были атеистами, а потому что были авторитарными и тоталитарными. Кроме того, существовало достаточно антикоммунистов, являвшихся атеистами или агностиками, среди которых Айн Рэнд и ведущий учёный в отрасли компьютерных наук Джон фон Нейман.
Разночтения определений
Атеизм и
агностицизм не обязательно исключают друг друга, и атеисты не "агностики, на самом деле, поскольку никто окончательно не узнает, существует ли Бог". Этот момент является одним из спорных в дискуссиях между религиозными верующими и философами атеизма, поскольку большинство атеистов являются таковыми постольку, поскольку проявляют
скептицизм в отношении богов, а если появятся корректные доказательства их существования, эти атеисты сменят свою точку зрения. Может показаться, что позиция таких атеистов позволяет их называть агностиками. С точки зрения сути понятий веры и знания это не совсем так. Атеизм состоит в утверждении об отсутствии веры, а не отсутствии знания, как его часто понимают в дискуссиях верующие. Атеизм полагает
рациональным считать, что богов нет, основываясь на логике и отсутствии данных. Агностики, с другой стороны, считают, что отсутствие данных не позволяет им сформировать вообще никакого мнения. Существуют агностические атеисты, которые могут быть "слабыми" или "сильными". Существует логическая возможность быть агностическим теистом (например, высказывающихся "я убеждён в существовании пантеона ракообразных зооморфных божеств, но не могу доказать свою веру, и признаю, что моя уверенность основана на
вере"), хотя такого человека было бы найти довольно трудно.
Причины разочарования религией
Не все атеисты становятся таковыми по причине разочарования религией. Некоторые из них изначально не подвергались религиозному внушению, поэтому религия не могла их "разочаровать". Но на территориях, где религиозность считается нормальной, существует больше шансов, что некто, будучи атеистом, ранее был религиозен. Кроме того, поскольку термин "атеизм" осмыслен лишь в условиях повсеместной религиозности, недовольство религией в какой-то мере присуще каждому из атеистов.
Одна из главных отталкивающих интеллектуальных проблем религии заключается в том, что большинство религий мира считают всякую другую религиозную веру ошибочной. Хотя некоторые умеренные верующие склоняются к позиции, что "все религии верны, они лишь по-разному толкуют истину", но даже они зачастую на
ересь и
отступничество смотрят свысока. Отсюда следует возможность того, что верной религии нет, и что поскольку подавляющее большинство верующих принадлежат к религии, в среде которой родились, то "выбор" религии определяется случайностью места рождения. Существуют исторические факты, свидетельствующие, что даже религия, исповедующая мирную мораль, часто порождает основания для изоляции и войн, и может приводить к политическим конфликтам. Такая потенциальная возможность изначально заложена во враждебности, существующей между разными религиями и даже между разными
сектами одной религии.
Среди прочих могут быть следующие причины:
- войны и гонения на религиозной почве;
- лицемерие проповедующих верующих или религиозных лидеров, призывающих своих последователей помогать бедным, любить ближнего и быть кротким, будучи богатыми за счёт церковных пожертвований и относящихся крайне аморально к некоторым из "ближних";
- противоречие между риторикой о любящем Боге и миром, в котором дети погибают от голода, а невинных пытают.
Вопросы к религии могут возникать из-за фундаменталистов, расценивающих священные тексты как буквальную истину. Такие фундаменталисты стремятся ограничить образование путём введения цензуры на научное знание, которое они сочтут противоречащим их взглядам.
Разумный замысел - классический случай (см.
Кицмиллер против школьного округа Довер, англ., а также
рус.). Подобные действия негативно расцениваются умеренными верующими, а особенно теми, кто находится на грани потери веры, и тем более, если они находят, что в повседневном опыте нет никаких событий, которые нельзя было бы объяснить при помощи
здравого смысла и
научных сведений.
Другие вопросы к религии относятся к свойствам предполагаемых богов. Атеисты иногда считают, что идея всезнающего божества, у которого есть нарциссическая потребность, чтобы ему поклонялись, и которое наказывает за поклонение другим богам (или не поклонение вовсе), является несостоятельной.
Напоследок, бывшие верующие атеисты часто отмечают, что их система убеждений была неполной по причине недостатка
доказательств, подтверждающих реальность сверхъестественного.
Священники, ставшие атеистами
“”Никто не знает наверняка, сколько священников являются скрытыми атеистами (либо тайно занимают нейтралитет с серьёзными сомнениями в своей религии). Но почти каждый, с кем мне приходилось говорить в рамках
"Проекта помощи духовенству", был уверен в том, что их много.
- Грета Кристина
[14] Углублённое изучение религии во время практики работы священником может привести человека к
критическому осмыслению религиозных идей. Изучение
христианской теологии, приводящее к пониманию всей
Библии и исторического контекста, может породить рациональные сомнения.
[15][16] В 2011 году Фонд свободы от религии (
en:Freedom From Religion Foundation, FFRF) и Фонд Ричарда Докинза в поддержку разума и науки инициировали тайную группу для поддержки священников, потерявших свою веру, и по состоянию на декабрь 2012 года численность группы составила 400 человек. Одним из основателей "Проекта помощи духовенству" является Дэн Баркер, сопредседатель Фонда свободы от религии, который был евангельским проповедником на протяжении 19 лет, перед тем, как стать атеистом.
[17] Бывшая пастор методистов Тереза Макбейн получила онлайн-поддержку проекта перед тем, как стала атеистом и драматично покинула свою работу, о чём был её доклад на атеистической конференции весной 2012 года. Сейчас она директор по связям с общественностью
Американских атеистов.
[18] Блоггер Грета Кристина акцентирует внимание на возможном влиянии открытого ухода духовенства из христианства на взгляды прихожан. Традиционная позиция священников состоит в том, что у них откуда-то имеются ответы на все вопросы веры. Если эти подготовленные религиозные авторитеты начнут говорить, что у них нет ответов для решения обычного "кризиса веры", а тем более если некоторые из них ответят, что наиболее разумной позицией является атеизм, части христиан будет труднее ужиться со своей верой.
[19] Вместе с тем, современным священникам, обученным в большинстве американских и британских университетов, не рекомендуется говорить, что у них самих не бывает "кризисов веры". Напротив, они должны поощрять людей "путешествовать в духовном совершенствовании". Вероятно, принятие атеизма можно считать результатом такого путешествия.
Типы атеизма
Лишь чуть подробнее об атеизме, чем "отсутствие веры в богов".
Атеизм можно классифицировать по многим признакам. Типы атеизма не являются фракциями или сектами в рамках атеизма наподобие религиозных конфессий, например, такие как
протестантизм и
католицизм в
христианстве,
суннизм и
шиизм в
исламе, а также их многочисленные подгруппы. Нельзя "присоединиться" к невыраженным атеистам. Вместо того, чтобы, подобно сектам, диктовать верования, типы атеизма описывают эти верования и отношение к вере в целом. Существует много общего у убеждений, заключённых в термине "атеизм".
Общим среди всех типов атеизма является убеждение, что бог(-и) не причастен(-ны) к появлению таких естественных феноменов как
жизнь или
Вселенная. Вместо этого, происхождение феноменов обычно объясняется при помощи
науки без использования
сверхъестественных объяснений. Мораль атеиста также обычно не основывается на религиозных предписаниях, подобных божественным заповедям или откровениям в священных текстах - существует множество альтернативных философий, занимающихся выведением и объяснением морали, таких как
гуманизм и пр.
Выраженный и невыраженный атеизм
Невыраженный атеизм
Невыраженный атеизм заключается в высказывании об отсутствии веры в любых богов по причине недостаточного изучения вопроса. Все невыраженные атеисты являются слабыми или прагматичными атеистами.
Выраженный атеизм
Выраженный атеизм является осознанным отрицанием либо веры в богов, либо их существования. Выраженный атеист может быть как слабым, так и сильным атеистом, но все сильные атеисты являются выраженными атеистами.
Слабый и сильный атеизм
Слабый атеизм
Слабый атеизм (приравниваемый иногда к "прагматичному атеизму" или "негативному атеизму") описывает стиль жизни людей, считающих, что богов нет. Он не предусматривает абсолютного утверждения об отсутствии богов. Аргумент основывается на том, что поскольку нет доказательств существования
богов,
чайника Рассела или
фей, то нет оснований считать, что они существуют. Эти убеждения можно считать такой крайней формой агностицизма как агностический атеизм, поскольку признаётся недостаток доказательств, а действовать предлагается так, будто богов нет.
Прагматичные атеисты, тем не менее, довольно неохотно высказываются прямо наподобие "богов (или фей) нет" ввиду проблем, возникающих при доказательстве отсутствия чего-либо, считая недоказуемым это и прочие подобные высказывания, следуя философии
пирронизма. В результате многие прагматичные атеисты станут утверждать, что
бремя доказательства на них не лежит, и они не обязаны предоставлять доказательства против
экстраординарной концепции существования богов. По их мнению, сами верующие должны доказывать существование своих божеств, а атеист не обязан представлять аргументы вовсе.
Кристофер Хитченс кратко сформулировал позицию слабого атеизма следующим образом: "То, что может быть принято без доказательств, может быть и отвергнуто без доказательств".
Сильный атеизм
Сильный атеизм (приравниваемый иногда к "теоретическому атеизму") формулирует явное утверждение против существования богов. Сильные атеисты не согласны со слабыми на счёт того, что существование богов неопровержимо. Сильный атеизм направлен на борьбу с религиозными убеждениями и прочими аргументами в пользу веры в бога(-ов), среди которых
Пари Паскаля и
аргумент к дизайну. Критика, как правило, ориентирована на демонстрацию логической несовместимости и неоднозначности понятия бога с целью опровергнуть его существование (либо показать, что утверждение о существовании бога бессмысленно).
[20] Теологический нонкогнитивизм, считающий религиозный язык бессмысленным, - один из ключевых аргументов сильных атеистов. Кроме того, аргументы слабых атеистов сосредоточены вокруг существования доказательств существования богов, в то время как аргументы сильных атеистов ориентированы на позитивное утверждение об отсутствии богов.
Апатеизм
Апатеисту неинтересно принимать или отрицать утверждения о существовании богов. Апатеист считает, что вопрос существования или отсутствия богов и прочего сверхъестественного неуместен и не достоин внимания по каким-либо причинам.
Антитеизм
Антитеизм, помимо неверия в богов, предусматривает наличие мнения, что всякая вера в богов в целом вредна или не желательна либо для её носителя, либо для общества. В обоснование своей точки зрения антитеист может может обратить внимание на несовместимость религиозной морали с гуманистическими ценностями, или на кровопролития по религиозным мотивам.
Далее:
http://ru.rationalwiki.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%B5%D0%B8%D0%B7%D0%BC