Люблинский штукарь. Театр Шалом. 24.10.2024.

Oct 25, 2024 14:11

Наверное, напрасно я вчера не осталась на обсуждение спектакля. Просто в прошлый раз, после разговора про «Руфь» (очень мне тогда эскиз понравился), я ушла жутко расстроенная...



Фото: Анна Лебедева

Надо было остаться. Я бы опять ничего не говорила. Но послушала.
Ибо при том, что спектакль мне очень понравился, финал хотелось бы как-то прояснить.
Хотя бы самый финиш, когда разбирается конструкция, в которой замуровал себя Яша. А там женщина и ребенок - с игрушкой, которую в одной из сцен держал взрослый Яша.

Вариантов несколько, и все они для меня равноправны.

1. Эта сцена для того, чтобы просто поставить в конце эффектную точку. И это правильно: финал и должен быть «ух ты!»
2. Это воспоминание: маленький Яша с мамой, которая умерла, когда ему было 7 лет. Тоже может быть; но - мать упоминается в этой истории вскользь, однократно. А вот умерший отец постоянно следует за сыном, пытаясь даже как-то корректировать его действия, направлять на путь истинный…но редко когда взрослый самостоятельный человек признает правоту предка.
3. А может, это тот невозможный ребенок, который всё же родился у Яши и Эстер? Правда, тогда непонятно, как… Разве что, как у Пирама и Физбы - через щель в стене…

Не поняла я и самоубийства Магды. Почему перед смертью она кричит «убийца!». Яша же никого не убил. И даже не ограбил - Ангел и покойный отец не допустили.
А кто убил дрессированных обезьянку и ворону? Не Яша же… Ему-то зачем?

Вот то, что Яша, попытавшись согрешить (не получилось), замуровался… Вот это понятно.
Получился чисто актерский жест, и в результате - бешеная популярность: весь городок стёкся в одно место, дабы обожать и почти рукоплескать.
Ну, а Яша… мне этого, конечно не понять: три года прожить в заточении - наверняка в грязи и в собственных испражнениях, дабы искупить… а что искупить? Многократные измены и клятвы в вечной любви самым разным женщинам он за грех не считал…
Ну, в общем, штукарь Яша, несмотря на все свои покаяния, остался артистом. Ибо иначе не взял бы у Мехла «подарок», не стал бы разбираться в сложном механизме замка.

Между прочим, воровство - это, конечно, совсем нехорошо…
Но вот тут я Яшу в чем-то и оправдала. Двадцать лет этот талантливейший человек не может выбраться из нужды. И впереди всё та же бесперспективность, пустота - кто ж мог предвидеть ангажемент… Так хочется наконец что-то изменить. И ведь можешь - пусть и неправедным путём, но в минуты решить все свои проблемы.
Мне тут почему-то вспомнились 90-е, когда растерялись от перемен почти все люди в стране. И актеры тоже.
И пошли актеры с мировой славой растрачивать свою гениальность на дурные сериалы и рекламу, из профессии уходили, умирали… может, кто и грабить начал…

Так что спектакль этот - не только об ответственности талантливого человека перед миром, но и об ответственности мира за талантливого человека: не на шею ему садиться, а помочь словом и делом, отвести возможную беду.

Повторю, спектакль хороший. Не слишком ровный, но взлётов в нем куда больше, чем падений. Внимание плотненько держит.

И актеры очень хорошо играют.

Сценография… С самого начала хорошо: крафтовая бумага, которой застелен пол, убирается, как перед каждым представлением снимается настил с арены цирка. Та же бумага - стены, как непрочность всего того, что происходит в жизни Яши. А в какой-то момент замотают героя в крафт, ножками притопчут и - на помойку выбросят. А стены сгорят ярким пламенем…

Кстати, про этот огонь. И про облака, что бегут по небу за окнами непрочного жилища. И про афиши. И про сложнейший механизм замка, с которым штукарь не сразу, но справится…
Это - видеопроекции. Да какие!
Я даже актеров не буду перечислять, хотя бы потому, что придется огласить ВЕСЬ список…
А вот видеохудожника Кирилла Маловичко и мастера по свету Василия Ковалева назвать надо обязательно.

Шалом, театр, спектакль, театр Шалом

Previous post Next post
Up