Пугачёв. Мастерская Фоменко. 11.07.2024.

Jul 12, 2024 14:15

Зал смотрит спектакль заворожено, словно загипнотизированный - сложным текстом и передвижением декораций.



Текст Сергея Есенина, и без того не простой, добавлен Пушкиным, Высоцким, Башлачевым, Летовым… что-то ещё, но я не опознала.

Вообще, это есенинское произведение далеко не всем известно.
Помню, как мои театральные подруги, дамы отнюдь не глупые и начитанные, сказали после «Царей» в Эрмитаже (где перемешаны «Пугачев» и «Борис Годунов»), что с Пушкиным всё понятно… а вот Есенина надо бы прочитать.

Вообще, «Пугачева» реально лучше, по крайней мере, в первый раз, не ушами со сцены, а глазами с напечатанного текста. Потому что в нем столько метафор, синекдох, олицетворений и прочих литературных приёмов - в секунду не объять, мимо эта красота проскочит… тем более, что действие она не двигает.
Ну вот, например, в знаменитом монологе Хлопуши - «я три дня и три ночи блуждал по тропам» и «губернатор Рейнсдорф влетел ко мне в камеру» - это действие, это понятно.
Но ведь рядом «в солонце рыл глазами удачу», «оренбургская заря красношёрстой верблюдицей рассветное роняло мне в рот молоко», «тяжелее, чем камни, я нес свою душу»… это просто ух ты, что такое… но разве ж в театре, пока гонится действий ход, есть лишняя секунда, чтобы вдохнуть глубоко и замереть восторженно?...

А тут еще песенный ряд, и другие авторы… я-то текст «Пугачева» неплохо знаю, и то вставку из Башлачева не сразу опознала… просто поняла, что произошел сбой смыслов.

Но, повторяю, зал смотрит спектакль со вниманием, не отвлекаясь на телефоны и разговоры.
Потому что интересно. Действие, почти целиком, как натянутая нить - аж звенит.
И актеры хорошо играют, как-то никто не выпячивает себя, ансамблево.

«Пугачев» - пьеса сугубо мужская. Это правильно: когда война, убийства, грязь и смрад - женщинам надо держаться подальше от этого ужаса.
В спектакле же женщины появляются (то в белом, то в красном), почти тенями проходят по сцене… То ли это, в редкие минуты НЕубийства, вспоминают мужчины своих жен и любимых… то ли - ангелы к ним спускаются, чтобы души забрать. Вот они уводят с поля боя разгоряченных мужчин - одного за одним… ласково уходят, к себе прижимая… а следующая сцена - с объявлением, что битва проиграна, и почти никого не осталось в живых…

И еще вот что. На сцене Петр III, почти неосязаемый, слух, полуистлевший труп.
По царский кафтан, даже снятый с трупа, оказывается Емельке по плечу. А вот обратно, когда он будет снят с холопа, Пётр не заберет его - побрезгует.

Очень неплохой спектакль. Конечно до того, что был когда-то на Таганке, ему не дотянуться…
А впрочем, где та Таганка? Разве что в воспоминаниях…
…хотя бы о том, как меня, не успевшую уйти с центрального прохода, мощно, в то же время, ласково отодвинул в сторону Губенко/Пугачев - босоногий, с обнаженным торсом, пахнущий свежим мужским потом (видимо, разминался перед выходом в фойе), он побежал-побежал-побежал на сцену… а там - «Ах, как устал, и как болит нога»…

Сколько лет прошло - незабываемо.

театр, спектакль, Мастерская Фоменко

Previous post Next post
Up