Меня нет дома. Театр Эрмитаж. 02.07.2024.

Jul 06, 2024 19:45

Я довольно часто (несколько раз в сезон) смотрю это спектакль, и каждый раз что-то о нем пишу.
Так что сейчас - ничего нового… если только с самого начала.



Этим спектаклем я закрыла свой личный 20 сезон в Эрмитаже. За эти годы всё здесь пересмотрела (многое неоднократно). И знаю всех, в театре работающих, что называется, «от мала до велика». Да и меня в этом театре вроде как уважают…. Возможно, потому, что я люблю и уважаю здесь всё и всех.

«Меня нет дома» - это третий поставленный здесь спектакль по Хармсу (конечно, и «Школу клоунов», и «Белую овцу» я тоже видела).

Нынешний спектакль скомпонован из стихов и рассказов Даниила Хармса, дневниковых записей его отца Ивана Павловича Ювачева (революционера-народовольца, а позднее - духовного писателя), а также воспоминаний последней жены Хармса - Марины Малич (которую - буквально чудом, разыскали в… Венесуэле и успели расспросить и записать ее рассказы).

В спектакле две Марины - Фефюленьки, как называл ее муж. Одна очень пожилая, рассказывающая о том, что еще помнит, пытающаяся вспомнить то, что почти позабыла - ее играет Ольга Левитина. А вторая - та самая, юная, смешливая и почти беззаботная, о которой была когда-то эта старая женщина (Анна Богдан).

Тут как бы две «ячейки». В одной семья: сам Хармс (Станислав Сухарев), «Фефюленька» и отец (Борис Романов).
В другой - вся та разношерстая и разновозрастная компания, которая Хармса окружала. Пьют, смеются, быстренько перевоплощаются в хармсовских героев, становясь то «упадающими с крыши», то «женой профессора», то «одним музыкантом»…

…А я еще подумала: ведь все эти веселые люди, которые «не могут» без Хармса, не могут и рассказать про него ничего. По той простой причине, что, если разобраться, почти всё окружение писателя было когда-то выбито, как птицы, влёт…
И если к этому прибавить то, что Хармс, будучи очень талантливым писателем, человеком был непростым, своеобычным… не уверена, что с хорошим характером… даже те, кто и мог бы что-то вспомнить… ох, и навпоминали бы!...

Финальная часть спектакля имеет подзаголовок «Смерть». Она страшная.
Но всё таки в самом конце вступает в действие формулировка, озвученная еще в эрмитажном «Короле Лире»: СМЕРТИ НЕТ.
Мысль эта мне очень по душе.

Поэтому так хорошо, что спектакль заканчивается на ноте очень оптимистичной: Халдеев, Налдеев и Пепермалдеев вновь будут затевать веселые игры в лесу и от души смеяться - ха-ха, хо-хо-хо, хи-хи-хи!

И да, реально: смерти не будет.

Стас Сухарев, театр, Михаил Левитин, Катя Тенета, Борис Романов, Эрмитаж, спектакль, театр Эрмитаж

Previous post Next post
Up