Это второй чеховский спектакль режиссера Олега Жюгжда, который я посмотрела на кукольном Чехонте_фест.
Фото: Полина Королева
Точнее, спектакль третий - несколько лет назад в Мелихово привозили очень понравившуюся мне «Чайку» - спасибо подругам, меня в тот раз с собой вытащивших.
Олег Жюгжда Чехова очень любит - спектакли спектаклями, но он и просто словами выразил любовь и уважение «уважаемому и любимейшему Антону Павловичу» в программке к своему рязанскому спектаклю.
«Вишневый сад» понравился очень.
Хотя чуть-чуть жаль, что вначале я увидела привезённую их Рязани «свежую» постановку, а потом уже то, что много лет идет в Мытищах.
Очень разные спектакли, но вот дух у них единый. Но у «Огниво» это любовь к автору яркая, свежая, молодая - она просто выплёскивается со сцены в зал, а вот в Рязани, при сохранении прежней яркости и свежести, добавлены еще глубина и мудрость.
Причем забавно: у «Огнива» это «Вишневый сад», вещи серьезная и печальная, а в Рязани играются всего лишь водевили.
А вот поди ж ты…
Куклы в «Вишневом саде» разные: Раневская и Гаев - в рост. Аня и Петя - забавные пупсики с широко раскрытыми глазами на целлюлоидных башках. Фирс - с трудом передвигающаяся марионетка (впрочем, как он ловко отпрыгнул, когда Яша хотел сбить его биллиардным шаром! впрочем, сбил-таки, мерзавец).
Естественно, и работают актеры с куклами совсем по-разному.
Интересно, что, скажем, Раневская, чье кукольное лицо неподвижно (только моргает) - мимикой (откуда бы ей взяться… однако - еще какая!) очень чётко выражает и правду, и враньё. То есть - вот здесь реально страдание, внимание, переживание… а вот тут Любовь Андреевна просто театральную сцену перед всеми разыгрывает.
Правда, не понятно, почему одним персонажам кукольные двойники приданы, а другие без них обходятся.
Ну, я понимаю - Лопахин или Шарлотта - они в этом кукольном мире совсем иные, но почему тогда Яша и Дуняша сам-один?
Но, кстати, Шарлотта в своем белом гриме-маске и сама по себе наполовину кукла.
А вот Лопахин…Вот он реальный человек (а как человек может доказать кукле, что она не права и вести себя надо по-иному? у них совсем разные «группы крови»).
Но - вот вишневый сад продан. Мечется живой Лопахин, радуется и сам себе ужасается. И вдруг… Вот он сел посреди сцены в позе самой преглупой, банальной куклы… я аж ахнула! Но нет - вот он снова на ногах, вновь очеловечен. И топор достал из-за пазухи, как Раскольников, который собирается «старушонок лущить».
А кукол, раз уж вишневый сад продан, и вся эта история закончилась, уберут в кофры… Петя и Аня «уедут» за кулисы радостно, уложенные «валетом» в один маленький сундучок - кстати, Лопахин таки дал денег Трофимову; мне всегда думалось, что так и должно быть.
А вот Раневская и Гаев словно бы не хотят укладываться в кофры-гробы, сопротивляются…Однако ж - на заднике уже горит-переливается силуэт башни Эйфеля, ждёт, встречает.
Реально славный спектакль. И режиссер молодец, и артисты - превосходно работают!