Гегель однажды написал, а Маркс процитировал, мол, история повторяется дважды: один раз в виде трагедии, второй - в виде фарса.
То, что я наблюдаю в театре и повторяю в жизни, не касается «великих всемирно-исторических событий и личностей», тут всё попроще - семья.
Фото: Александр Иванишин
В случае с пьесой Зеллера, происходящее там - огромная трагедия (пусть и местного значения).
В моём случае… Ну, есть у нас свой маленький «Николя», самовлюбленная самодурка, просто из тупого принципа пытающаяся поломать жизни себе и окружающим. Я, конечно, личное «встраиваю» в общественно-театральное - будучи уверенной, что за границы фарса (которые всё равно действует на нервы) наша ситуация не выльется…
Наблюдая ситуацию не только со стороны, в театре, но и изнутри, в очередной раз делаю вывод: никакой Николя не Гамлет, спасающий своей смертью родителей от внутреннего раздрая. Он тоже самовлюбленный самодур, который единственно чего желает - чтобы всё было по его велению и хотению… причем он сам до конца не придумал, чего же ему всё-таки хочется.
Нового сближения родителей? Ну, вот они сблизились, и кто знает, как и что было бы дальше… Но и тут ему проще освободить себя выстрелом от земных бед и забот, взвалив их, десятикратно умноженными, на плечи других, близких ему людей…
А, я снова повторю: это - психическая болезнь, толчок к развитию которой дал развод родителей. Но - несть спасения… и если бы это не случилось, то случилось бы что-то еще: неуд по специальности в университете или ссора с девушкой...
А что касается спектакля…
Он великолепен.
Смотреть его, во многом из-за личных ассоциаций, трудно… Но не смотреть невозможно.
Ибо постановка идеальна.
Идеальны артисты - «Золотая маска» у Девятьярова/Пьера, что правильно. А вот то, что «Маски» не получены по другим номинациям, а очередной раз подтверждают предвзятость и отчасти неполноценность златомасочного жюри…
А какой свет? Вот в больничной сцене смешиваются ослепительная яркость и туман, в котором тонут лица, голоса, который превращает жизнь во что-то вязкое, где нельзя разглядеть, потрогать и оценить детали, где всё сливается… и одновременно разбивается, словно зеркало, из которого, вместе с осколками, начинают вылезать какие-то хари…
И скороговорка Доктора, в которой тоже невозможно услышать и разглядеть детали, в которой каждое слово имеет смысл, и одновременно не имеет его… и тонет, тонет в осмысленной бессмыслице…
А потом - огромная луна. И музыка.
Музыка - это в спектаклях Бутусова всегда очень важно. И не случайно «второе Я» Николя представлен именно поющим человеком. Вот только музыка в «первом Я» героя если и звучит, то ассоциируется лишь с той самой, безумной, огромной луной.
Кстати, обратите внимание: «двойник» Николя очень редко присутствует на сцене одновременно с героем. Но - таки присутствует: например, там, где «папа, давай!» перед совместным танцем отца и сына - в сцене, на которой от постоянного, безразмерного напряжения выдыхают и герои спектакля, и зрители в зале.
Ну, в общем… Да смотреть это тяжело, на грани невозможного. Но и смотреть хочется, раз за разом…
Так что… пройдет небольшое время, и я опять окажусь в зале в тот момент, когда зазвучит «Save A Little Love For Me» и Анна взлетит на сцену и забьётся в своем танце-безысходности.