Получила от спектакля двойную радость.
Во-первых, я очень люблю эту историческую драму Пушкина. Впервые увидела ее на сцене прогоном знаменитого спектакля Юрия Любимова… Ну, и любимые «Цари» в Эрмитаже - про нее же.
Историю написания знаю. Текст знаю хорошо - и основной, и варианты, и сокращения.
Да и просто - нравится мне эта драма, которая комедия.
Во-вторых, я очень люблю театральные репетиции. И даже лучше - не финальные, когда постановка шлифуется и окончательно «довинчивается» перед выпуском, а те первые выходы актеров на сцену, когда постоянно возникают гениальные озарения, когда вдруг меняются изначальные смыслы. Когда из сора случайной болтовни, из нервов, а иногда и из скандалов вдруг проклёвывается Чудо будущего спектакля.
Я редко переступаю линию рампы, Я лишь зритель - это разумней (Камю).
Но я так люблю Театр, что несколько раз в жизни мне повезло: я имела дозволение присутствовать на репетициях у Мастеров…
Спектакль в Мастерской Фоменко - это попытка из воспоминаний, из крохотных фрагментов, осколочков репетиций Петра Наумовича, собрать «Бориса Годунова» - спектакль, который им так и не был поставлен.
В общем, получив от постановки двойную радость, я теперь напишу: УВЫ…
Мне не хватило… репетиций. Того их вольного духа, накрепко спаянного с железной дисциплиной.
И самого Петра Наумовича было мало… Несколько его очень верных, но, в общем, довольно банальных фраз, какой-то необязательный, ничего не дающий трёп, песенки…
А где же великий Мастер? Его словно бы сократили и «ушили» в угоду зрителям…
Я всё понимаю: хоть сколько-то полный объем говорившегося тогда дать невозможно… Но почему же среди зерен сказанных режиссером слов попадается так много плевел?..
Так что, получила я от спектакля не только радость полными горстями, но и печаль - от несовершенства постановки - именно в той ее части, которая касалась непосредственно репетиций…
Что до «Бориса Годунова» на сцене Мастерской - тут нареканий очень мало.
Не понравилась (точнее, не понравился) Ремарка - только мешал. Но тут нам, похоже, с исполнителем не повезло.
Не понравились кукольные немецко-французские сцены. Я именно этот фрагмент не знаю совершенно - откуда он взялся? Но сей текст настолько невнятен, а исполнение примитивно… ясно, что если его таки сам Пушкин написал, то сам же наверняка и руками развёл: хоть я и сукин сын, а вот - не получилось.
Очень понравились Владислав Ташбулатов, Николай Орловский и Игорь Войнаровский.
И Карэн Бадалов замечательно неожиданный и совершенно разный в ролях Пимена и Pater'а - а вот Царь его намного хуже…. Впрочем, почти все «вертикальные» сцены вышли не слишком хорошими.
Хотя сама идея с поворотом платформы-основы очень неплоха.
Ну, а в результате, что победило: моя «двойная радость» или «УВЫ»?
Таки - радость. Ибо в итоге очень неплохой спектакль в Мастерской Фоменко случился.