Наконец-то открыла свой очередной театральный сезон. Театром на Таганке - уже давно «Алису» хотела посмотреть, и даже билеты однажды на руках были, но…
Честно скажу: эта постановка, да и, в общем, почти всё, что ставится и играется сейчас на Таганке, не имеет ни малейшего отношения к Театру Любимова. Я, будучи когда-то страстной поклонницей этого места, смирилась с тем, что от «раньших» лет здесь не осталось ничего, даже актерских портретов на стене - лишь почти полностью выцветшая, старая афиша «Фауста» в районе туалетов…
Это не столь важно. Таганка осталась Таганкой - пусть лишь в памяти. А то, что играется сейчас, соотносится с Таганкой так же микроскопически, как «Летние балетные сезоны» - с репертуаром РАМТ.
Поэтому я восприняла и «Алису», как некую гастрольно-антрепризную постановку, которую где-то надо играть…Ну - вот, на этой сцене.
Смотрела я не без интереса - было много забавных и ярких фантазий, очень старались актеры.
Отметила попытки, иногда удачные, взаимодействия в Таганкой прежней: в плюс к обычному занавесу был использован и световой; «расчетверение» Алисы - это тоже таганская «фишка»: скажем, Маяковских здесь было пятеро.
Использовались тексты из дискоспектакля, написанные когда-то Высоцким - правда, с текстовыми изменениями и стишками от какого-то иного автора (про топор, например), а также другой (мне показалось, менее интересной) музыкой… да и вообще, если честно, тексты эти постоянно за уши притягивались к действию… или действие - к текстам.
Вначале это всё смотрелось, как некий критический памфлет. Мол, есть такая Страна чудес, в которой вроде всё неплохо, но так однообразно и скучно, что даже Чеширский Кот перестал улыбаться.
Значит, надо сквозь нору прорваться в Будущее, что сделать крайне сложно: в какую нору не лезешь, там тебе неизменно бьют по морде.
В результате в Будущее прорывается лишь Королева Червей («червивая королева»), сопровождаемая Чёрной Алисой и устраивают в этом Будущем еще большую тоску с массой запретов (из игр, например, разрешен лишь крокей aka футбол) Спартаковцев в красном я узнала).
В общем, перестройка превратила мир в еще более тоскливый и даже страшный. А попытка революцию сделать разбивается о предложение революционерам пойти побанкетиться.
Мне кажется, что если бы у авторов был план, как свести всё воедино… То есть, сделать, как писал Высоцкий:
Чтобы не попасть в капкан,
Чтобы в темноте не заблудиться,
Чтобы никогда с пути не сбиться
Чтобы в нужном месте приземлиться, приводниться,
Начерти на карте план.
…могла бы получиться интересная, и где-то в духе прежней Таганки, постановка, а не набор ярких сцен и картинок.
Тем более, что ближе к финалу даже «тири-тири-там-там-тирам, жирненьким пунктиром» сводить это всё авторам надоело. И они сделали финальное шоу, с размножением на сцене Высоцких (даже не поняв, что Высоцких не может быть много - он один единственный).
Но - всё правильно. И головастому Высоцкому вновь дали побродить по сцене Таганки. И хливкие шорьки в финале пырялись по нове под веселенькую музыку…
В общем, всё нормально.
Неплохой спектакль получился. Яркенький.
Без моего, зрительского, отторжения.
Это даже несмотря на то, что вначале всем в зале разрешили снимать происходящее на сцене. Убить хотелось всех, кто это делал, не пригасив свет экрана, да еще поднимая камеру, чтобы снимок был получше…