Эзоп. РАМТ. 03.06.2022.

Jun 07, 2022 00:10

«Выпей море, Ксанф!» - одно из самых любимых моих крылатых выражений.
Это из пьесы Гильерме Фигейредо, которую играют на сцене РАМТ, а он «Mare interbibere» у Плутарха взял.



Фото с сайта РАМТ

В РАМТовском спектакле очень заметно, что внешнее уродство Эзопа (Евгений Редько) - прямой синоним к уродству его рабского существования. Ибо в те немногие минуты, когда он перестает быть рабом, он также перестает горбиться, строить рожи, уходить буквально с головой в свою идиотскую серенькую «шкурку»… Эзоп распрямляет плечи, взлохмачивает свои кудрявые волосы, его жесты становятся плавными, голос красивым…
А потом рабство вновь скрючивает его.

Поэтому совершенно понятно, почему герой отказался от, пусть временного, но возвращения в рабство: хватит, нажился в согбенном состоянии. Обратно заворачиваться душой и телом он не станет. Лучше уж с «обрыва для свободных людей», да с гордо поднятой головой, да еще сквозь золотой дождь.

Кстати, ближе в финале сгорбится и оденется в серенькие одежды Мелита (Мария Рыщенкова). Это в начале она - прямая да гордая. Рабыня, но - еще немного, и станет не просто свободной женщиной, но и женой Ксанфа (Алексей Мясников). Однако - не получилось задуманное и рабство, то есть вот такое убогое уродство, теперь у нее будет вечно.

А вот Эфиопа (Иван Забелин) не согнуть. Раб… и не раб. Ибо того, кто поднимет на него кнут, он просто удушит. Вот так молча, как всё делает.

Чего не поняла, так это отказа Эзопа от любви Клеи (Нелли Уварова). Точнее, понимаю: как автор написал, так и режиссер поставил. Но актриса так хороша в этой роли, так соблазнительна, как эротична… Так и хочется написать: извините, но только реальный урод может отказаться от такой женщины.

Что очень понравилось: сцена, когда Клея обучает своего супруга чтению басни. Я очень смеялась. Потому что ассоциативно - это один в один ввод слабого, но самоуверенного и самовлюбленного актера на место актера ушедшего - гениального.
Причем вводимый актер еще и брыкается, и ленится, уверенный в своем потрясающем таланте и в том, что он - просто зе бест и форева, не понимая, сколь он плох и глуп… ну, в общем, плох и глуп, как философ Ксанф.

Что не понравилось. Эклектика, далеко не всегда оправданная. Всё смешалось в доме Ксанфа. Дом вроде как в Греции - там, конечно, всё есть, но не настолько же… Зачем-то здесь и гигантские египетские кошки со скарабеем на груди, и французский шансон споют, и птичек на камеру телефона снимут… с птичками момент, кстати, забавный…но не оправданный - это же не просто пальцем в небо ткнуть: топором не вырубишь того, что снято камерой.

В общем, неплохо. И актеры хороши, и монтировщики бодро так работают, конструкции двигают.

театр, РАМТ, спектакль, Евгений Редько

Previous post Next post
Up