Юрий Бутусов поставил этот спектакль в Сатириконе 9 лет назад.
Фото: Сергей Петров
Об этом напомнил Тимофей Трибунцев, он же «честный Яго». Мол, вот в этот момент я всегда раньше включал радио и вместе с залом пару минут слушал новости «Эха Москвы»…
Да, это было превосходно придумано, и те, кто шел на спектакль повтором, ожидали, а неофиты слушали впервые… и фраза «Не нравится мне это» от Яго всегда звучала к месту - шел ли там разговор о политике или просто сообщался прогноз погоды.
Очень жаль, что на территории «Планеты КВН», где Сатирикон играет сейчас спектакли, принималась только одна эта радиостанция <это сарказм, как понимаете>, и вместо прекрасной сцены сейчас «дырка», что-то невнятное. Кстати, последующую яичницу можно было бы готовить только из одного яйца, приговаривая, мол, в связи в подорожанием… бла-бла.
Впрочем, это всё, извините, фигня.
Про спектакль за 9 лет писано-переписано всё, что только возможно. Но я было в какой-то момент задумалась: отчего это Отелло и все прочие верят одному лишь Яго - даже когда он полную чушь городит, и отметают все разумные контрдоводы?
Но вот тут совсем недавно в студенческом спектакле показали, что было бы, если б Лир таки разделил свои владенья между тремя сёстрами, не обойдя Корделию… А было бы - скучно. И сценическому королю, и зрителям в зале.
Так и в Отелло: ну, надавали бы Яго по ушам за враньё. Отелло любит Дездемону, Кассио - Бьянку, etc… тишь да гладь… один Родриго не при делах. Можно было бы с этим героем что-то придумать - скорее всего комедию.
Но Шекспир задумал трагедию, и оттого мавр верит подлому вруну и убивает свою жену. Что на театре и ставят.
Обратила внимание: у Дениса Суханова (Отелло) совсем недавно появилась в репертуаре еще одна роль - большая, неожиданная, в новом для него театре.
Роль эта вошла в плоть и кровь артиста и…
…Отелло изменился! Да, совсем немного: иной поворот головы, взгляд, интонация. Это не хуже и не лучше. Просто - немного другое. Что, впрочем, скорее всего, заметно лишь тем, кто искренне любит спектакль, артиста и эту его роль. Любит, знает практически наизусть - и всё-таки раз за разом ходит повторять просмотр этой прекрасной постановки.
Ибо постановка воистину прекрасна - для тех, кто умеет думать и чувствовать.
Но она чертовски тяжела для просмотра. Как всегда, трудно стало дышать на словах «я чёрен», «смотри - я на коленях», «Отелло ударяет ее»…
А на сцене, когда Дездемона внезапно стареет - и уже до конца спектакля мне в этот раз вообще было невообразимо тяжко.
Но в то же время это было так прекрасно - ну, и как не смотреть этот спектакль вновь и вновь?