Хованщина. МАМТ. 14.04.2022.

Apr 18, 2022 23:16

«И носило меня, как осенний листок»… В том смысле, что, посетив днем раньше веселый и яркий, этакий клоунский детский спектакль в театре Эрмитаж, я практически встык оказалась на оперной постановке - народно-музыкальной драме Модеста Мусоргского «Хованщина».



Кажется, в 2017 году я, после аж 40-летнего перерыва в смотрении и слушании опер, почти случайно оказалась на «Хованщине» в МАМТ.
И была буквально потрясена тем, как сейчас в опере поют, а еще больше - как в ней играют. Впечатление было столь сильное, что решила посмотреть просмотр… а вот и не получилось: спектакль исчез из репертуара. И посмотрела я его только теперь, когда он игрался премьерой восстановления.

Всё же я не слишком большой любитель, и, тем более, знаток оперного искусства. Конечно, выделяю для себя чьи-то голоса. Чингис Аюшев (Подъячий) и Наталья Зимина (Марфа) очень понравились - Аюшев еще и играет превосходно.
Поняла, что меня так в прошлый раз захватило. Хоры. Судя по программке, в спектакле принимает участие Государственная концертно-театральная капелла им.Судакова. И вот когда масса людей на сцене, да поют вместе - «Батя, батя, выйди к нам»… вот в этот момент аж дышать от восторга забываешь.
Совершенно потрясающе!

В основе оперы - реальные события XVII века: стрелецкие бунты, раскольничество, ну и, как во все времена и в любом месте мира - борьба за власть.
Центральная сцена 1 действия - попытка заговора. Вот сидят вместе три явных лидера: князья Голицын, Хованский и Досифей - когда-то тоже князь, а потом священник, руководитель раскола.
Сидят, пытаются договориться, за правильное будущее России ратуют… а, по сути, каждый тянет на себя одеяло, пытаясь именно себя главным поставить. Ну и… Один в ссылку отправится, второго убьют, а третий сам пойдет на самосожжение, да еще и паству свою за собой в огонь поведет.
Впрочем, какое уж тут будущее: вот прекрасная ария Шкаловитого, мол, Русь надо спасать от врагов. Вот он поёт-бьётся, а на сцену, один за других выходят сильно похмельные «спасители» - повоевали с теми, кто не нравился, по колено в крови стояли, а теперь хмельного бы, да побольше.
Да и роль того же Шкаловитого начинается с диктовки анонимного доноса… доносом (и мы еще не знаем, праведным или лживым) Русь спасать собирается…

Про хоры я написала.
Касательно сценографии - посмотрела я картинки в интернет: на всех и Красная площадь с рассветом, и скит раскольничий и много чего прочего-аналогичного.
В МАМТ просто. Художник Владимир Арефьев построил на сцене огромный деревянный дом, который и площадь, и скит… Всё здесь как на ладони, ни от кого не скрывают и когда заговоры плетут, и когда на смерть идут, и когда любят, и когда убивают.
Цветовая гамма костюмов превосходная: в основном здесь полотняно-белое и красное.
Вот просыпаются стрельцы, выходят в нательных рубахах, и только несколько огненно-красных кафтанов, как брызги крови. А потом, в сцене стрелецкой казни, вся сцена алым покроется, словно это те потоки крови, что стрельцы проливали и их собственная кровь, которая вот-вот тоже прольется.

Нет, не зря я всё же повторила «Хованщину». Очень сильный спектакль.

МАМТ, театр, опера, спектакль

Previous post Next post
Up