Ну что? Второй раз посмотрела.
Фото: Александр Иванишин
И не потому вовсе, что на сердце легло или заставило думать… Нет, конечно.
Ибо не шедевр. Больше похоже на наскоро испеченный блин, который недопёкся и - комом; что-то такое по типа «днём в газете, вечером в куплете», в котором потрясающе играют великолепные артисты Сатирикона.
То, что слеплено наскоро и кое-как, подтверждается тем, что спектакль изрядно переделывается и перекраивается. Так что даже неплохо, что я его пересмотрела (на прогон-то случайно попала, уверена была, что не посмотрю… вот и купила максимально дешевый билет на конец февраля).
Для тех, кто смотрел ранние варианты… Кажется, прежде не было чтения по ролям с перечислением напитков, еды и дурацких действий (там еще рефрен Осипова про бальзамы).
Очень хорошо, драйвово второе действие начинается, с повтора покаяния Трибунцева-вурдалака, под музыку и в хорошем роковом стиле… Впрочем, мне нравится и вариант первого действия, с чудесным завершением: мол, всё плохо, я гад распоследний…. А рыба - лабардан.
Дохлая ворона, кстати, в антракте не убирается, только после первой сцены за кулисы отъезжает.
Финал изменен…
Хотела написать: еще какое-то время, и в Сатириконе будет играться вполне удобоваримый спектакль… а вот и не будет: слабенький текст, который в постановке произносится, увы, не улучшится…
Ну, в принципе - посмотреть можно и даже нужно. Хотя бы потому, что лучшие артисты Сатирикона очень редко появляются на сцене этого театра…. А тут они во всей красе. Восприятие звука (текста) во многих сценах можно постараться внутри себя «отключить» (у меня получается) и просто любоваться.
Вот хотя бы самое начало, с выходом (выбегом) их на сцене то в одном обличии, то в другом… Ну, вроде как «действие может происходить в любом месте, где человек эксплуатирует человека» (с).
Потом усаживаются на стулья… типа пародия на «Все оттенки голубого». Монологи…
Читала, что многое в спектакле родилось из бесед, воспоминаний… Но хорошо, что про монолог Трибунцева известно: это из фейсбука, от одной известной тамошней дамы.
А то ведь «спасибо» этому дружному вытаскиванию вонючих скелетов из дальних шкафов… Вот так и Осипов теперь ассоциируется с убийством в детстве щенка… и Аркадий Исаакович с Руфью Марковной видятся не любящими, и совсем невнимательными к сыну родителями… Да и у Марьяны Спивак родители совсем дочь не любили (особенно мама).
Но, в общем, то тут, то там по постановке разбросаны бриллианты.
То уход Райкина под снегом…
То монолог Кузнецова о взятках.
То бег босоногой Спивак по ящикам (как ей это платье идет!).
Еще можно набрать-перечислить…
Интонации по временам просто идеальные (еще раз повторяю: актеры фантастические!). Музыка… ну, это как всегда у Бутусова, очень хорошо.
Гоголь - гений! И немногие его строки так и прорастают сквозь кривой асфальт текста Дурненкова…
«Иван Кирилович очень потолстел и всё играет на скрыпке», - это и правда лучшая секунда в спектакле… И как эту полуфразу Трибунцев произносит!..