Война и мир, Театр им. Вахтангова. 08.12.2021.

Dec 29, 2021 23:08

Три недели прошло, как посмотрела спектакль (спасибо, кстати, за приглашение хорошему человеку; сама вряд ли купила бы билет - хороший! - за такие большие деньги).
Не писала, потому что у меня нет опыта информирования о подобных постановках. Тут совсем не в продолжительности ее дело (да что нам, театралам, какие-то пять часов в зале - ха!) и не в глобальности темы.
Просто «Война и мир» - это не просто большая постановка в малых декорациях. Это - ВЫСКАЗЫВАНИЕ.



Высказывание очень умного, талантливого человека - режиссера Римаса Туминаса. Высказывание, которое сделано в то время, когда высказывающему стало понятно: если не сегодня, то, возможно, больше никогда.
Значит - сегодня.

Я не являюсь поклонницей данного произведения Льва Толстого. Читала - полвека назад, в школе. Да и внимательно ли читала? Пожалуй, только то, что саму заинтересовало или что учительница предполагала обсудить в классе.

Естественно, произведение переведено на язык сцены не полностью.
И, как понимаю, при постановке режиссеру не содержание романа хотелось пересказать. Важнее было именно высказаться о личном… или даже об общественно важном, что непременно надо донести до людей - вот так, посредством игры отличных артистов.
В спектакле большие монологи и диалоги…
Причем без первого бала Наташи Ростовой, ситуации с Анатолем Курагиным или прощания с умирающим Болконским обойтись было нельзя (все эти сцены очаровательно поставлены). Но Аустерлиц с его небом сокращен буквально до одного слова, а знаменитого дуба нет вообще…
Зато много того, что такие вот, как я, нелюбители романа, обычно пропускают или прочитывают невнимательно… А в спектакле это длинные сцены, в которых и действия-то практически нет. Герои просто говорят. Но КАК говорят!
Это надо слушать, в это надо вслушиваться, это надо пропускать через свою душу…

И вот тут для меня возникла проблема. К концу спектакля я откровенно устала и вслушиваться, и пропускать… Была, увы, не слишком внимательна к словам и даже к действию…
По хорошему, надо было бы еще раз повторить просмотр. И еще раз… Может быть, в предварительным внимательным прочтением…
Не знаю. Тут ведь и стоимость билетов играет роль, и вот это моё впечатление о финальной усталости, из-за которой не могу окончательно сложить паззл , соединить всё в единую (без сомнения,прекрасную!) картину.

Вот - как-то так…

Насчет актеров. К сожалению, в нашем составе не было Виктора Добронравова и Ольги Лерман. Игравшие Болконского и Наташу актеры были хороши… но они не близки мне по энергетике..
А вот то, как сыграл князя Николая Болконского Евгений Князев… Это высочайший класс даже не актерской игры, а преображения на сцене. Фантастика!

Замечательная сценография - и это при практически полном отсутствии таковой. Серая стена так напомнила мне огромную трубу, синоним судьбы, в «Эдипе» - может помиловать, а может и раздавить…
Так и эта стена - огромная, серая, бездушная… Страшная.
Но в самый тяжелый момент появится на ней маленькая старая икона. И глаза Христа будут внимательно следить и за каждым воином Бородинского сражения, и за умирающими Болконскими - сначала отцом, потом сыном, и за уезжающими из Москвы Ростовыми, и за вернувшимся из плена Пьером - когда он, грязный, измученный, достанет белоснежную тряпицу и достанет из нее кусок ржаного хлеба…

В общем, Римасу Туминасу здоровья и долголетия. И многих новых постановок - ведь явно еще далеко не всё высказано нам режиссером.

image Click to view


театр, Вахтангова, Римас Туминас, спектакль

Previous post Next post
Up