Отелло. Сатирикон. 21.03.2021.

Mar 22, 2021 16:46

Раскладывать спектакль Юрия Бутусова на составляющие, пытаясь понять самому и объяснить всем, почему вот это - так, а здесь всё совсем по другому - гиблое дело.
В принципе, по своей зрительской активности + наивности мы пытались в самом начале это делать. Типа: травка в этот момент начинает зеленеть, потому что... игрушечная лошадка на сцене для того, что... вот этот холодильник необходим тут, ибо...



Сменилась театральная площадка и сценические возможности. И вот уже навсегда исчезли и лошадка, и холодильник, ничего не изменив в смысле постановки, а травка... нам тут рассказали, откуда она взялась и почему ничего не означает.

Мне, если честно, не хватает сейчас только поющей собачки и картонных коробок - ах, какая с ними была потрясающая сцена!..

Зато остались необъяснимые никакой логикой «сцена на кирпичном заводе» («скажи мне что-нибудь»); невероятной красоты сцена обнажения Отелло и... Бьянки; ахматовское «Забудут? - вот чем удивили» и молодой матросик с белой хризантемой...

Ну, и почему я смотрю эту, в общем, невнятицу раз за разом, и буду повторять просмотры в будущем, тогда как внятненькие «про школу» или «за кулисами общественного питания» видела всего раз... и то много.

Тут - другое. На «Отелло» (и на все прочие сатириконовские спектакли Бутусова - начиная с незабвенного «Макбетта») идешь за ЭМОЦИЕЙ.
Они, словно через сито, процеживают твою душу... Остаётся грязь, ил, странные камешки, что-то гадкое - и через ячейки проходит только то, что и является Душой, без всяческих загрязнений и напластований.
Не всем эти спектакли нравятся... Ну, у некоторых столько грязи накопилось, никакое сито не поможет это отцедить.

Вот и вчера. Потрясающий спектакль. Такой же, как всегда. И совсем не такой.

И дело даже не в том, что в роли Родриго вновь вышла Полина Райкина, а Женщиной-Смертью была Эльвира Кекеева. Роль Смерти очень неяркая, тут, наверное, многие бы справились - только бы не побоялись переломать ноги на вздыбленных подмостках.
Да и Райкина/Родриго уже вполне на своем месте. Когда в хороших театрах, а уж тем более, в Театре Бутусова, кого-то беспокоил возраст или пол героев? Зал веселится, когда Яго говорит ей/ему: «если ты мужик....» - и это хороший смех.

Но, конечно - при всей моей любви ко всем здешним актерам - погоду в спектакле делает трио Отелло (Д.Суханов), Яго (Т.Трибунцев) и Дездемона (М.Спивак).

У Яго - чертовское обаяние зла, и за каждую его мимолетную улыбку «доброму» Яго готовы отдать свои сердца не только герои «Отелло», но и все до единого зрители в зале.

Что до Отелло и Дездемоны... тут есть две фразы, на которые для меня накручивается всё остальное действие: «Я чёрен» и «Смотри, я на коленях».
Те, кто видел спектакль, помнят, как и когда они произносятся.

Остальным и не объяснишь...

Сатирикон, Марьяна Спивак, театр, Тимофей Трибунцев, Юрий Бутусов, Денис Суханов, Марина Дровосекова

Previous post Next post
Up