Я абсолютно уверена, что с каждым человеком хоть раз в жизни обязательно должно произойти «то-чаго-на-белом-свете-вообче-не-может-быть».
Другое дело, что многие не то что в это не верят - просто когда Чудо проходит рядом и задевает их плечом, они даже к нему голову не поворачивают.
Часто вспоминаю «Чужака» (и всю серию книг про Ехо) Макс Фрай. Там можно просто среди ночи сесть в трамвай на улице, где трамваи никогда не ходили - и оказаться в месте, о котором мечтал всю жизнь, общаясь там с людьми, о беседах с которыми даже не смел мечтать.
В «Полночи в Париже» всё попроще: человек по имени Гил Пендер, голливудский сценарист и писатель, не попадает в некое фантастическое место. Он и из Парижа никуда не девается. Просто, бродя по ночным улицам города, однажды попадает на вечеринку… Да, такого не могло случиться, но вот же оно: 20-е годы прошлого века, Фрэнсис Скотт Фицджеральд и его взбалмошная Зелда, суровый и прямой :Хэмингуэй, Гертруда Стайн… а еще Дали, Пикассо, Бунюэль…
Вообще, надо видеть лицо Гила - сначала потрясение и неверие в происходящее, потом - восторг и счастье.
Вот оно: рукой можно потрогать то, чего и правда быть не может. Откуда бы ему взяться, если на месте, где только что всерьез говорил с Хемингуэем о литературе, оказывается закрытая на ночь прачечная самообслуживания, если невеста уже совсем уверена, что кой у кого всерьез «крыша поехала», а ее папаша нанимает детектива, чтобы тот проследил, где же будущий родственник ночами шляется…
А Гил тем временем обсуждает картину Пикассо с еще не просохшей краской (спустя 90 лет он увидит ее в "Оранжери"). И рассказывает историю про людей, которые почему-то не могут выйти из комнаты… «Почему не могут?» - почти возмущается Бунюэль… который потом сделает из наброска этой неправдоподобной истории фильм «Ангел-истребитель».
А еще - очаровательная девушка Адриана, ученица Коко Шанель, в которую влюблены, кажется, все художники Парижа…
У которой тоже есть мечта - выбраться из этого «скучного» начала 20 века в другое, золотое время - когда всё начиналось…
Это опять та самая Великая Мечта, Чудо, которое сбудется, если очень-очень захотеть…
И вот уже Дега, Гоген, Тулуз-Лотрек, сидя за ресторанным столиком в только что открытом (а это - 19 век) ресторане «Максим», предлагают Адриане работать вместе с их компанией…
Click to view
Я этот фильм смотрю не в первый раз, страшно завидуя… Мне, правда, Париж не нужен. Но что бы я только ни отдала, чтобы увидеть, как летают стулья в чудесном финале мейерхольдовского «Леса»; чтобы отговорить Маяковского от самоубийства; чтобы посмотреть «Богатырей» Таирова…
Ну, а что ж: и это всё может случиться…
Но не случайно же я так «прилипла» к Праге. Может быть, именно в этом городе, стоящем на семи холмах, мне это самое Чудо встретится.
Пусть это случится на Нерудовой, возле пекарни, из открытых дверей которой так сногсшибательно пахнет свежевыпеченными пряничками.