Шекспир. Гоголь-Центр. Видеозапись.

Apr 27, 2020 00:24

Я смотрела спектакль в зале. Сейчас не без удовольствия повторила просмотр.



Во-первых, очень достойная видеозапись (при том, что чуть не половина того, чем нас «радуют» он-лайн театры, смотреть совершенно невозможно).
Во-вторых, это один из самых красивых спектаклей, которые я видела. Хотя к драматическому театру «Шекспир» имеет малое отношение - скорее, это театр пластики, движения, соединенных с музыкой.
В-третьих, я определяю труппу «Гоголь-центра», как самую пластичную - нигде я не видела, чтобы так красиво работали тела (честно говоря, в чем-то даже балет проигрывает - даже современный). И голоса прекрасные.
В четвертых, еще с сатириконовских, и даже школо-мхатовских времен мне нравилось любоваться на Одина Байрона - хорошо, что в Гоголь-Центре он плотно занят в самых разных постановках.

Театр анонсирует постановку так (сильно меня удивляя): «Что происходило с Офелией за две минуты до смерти? Чем занималась леди Макбет в тюрьме? А вдруг у Ромео была девушка до Джульетты? А вдруг герои различных пьес знакомы между собой?»
Почему удивляя? Потому что все, кто смотрел/читал «Ромео и Джульетту», знают, что Ромео, еще до встречи в Джульеттой - герой влюбленный. В некую прекрасную Розалину.
Могли ли герои разных пьес Шекспира быть знакомы? Ну, скажет, «два веронца» могли наблюдать с балкона, как Парис убивает Меркуцио из-под руки Ромео… Но вот Ариэль вряд ли знался с Обероном.

Впрочем, если постараться, то можно соединить что угодно с кем угодно. Не обязательно это будет логично… но - почему бы нет?
Скажем, я была совершенно уверена, что рычащее, плюющееся, ползающее существо - это дикий Калибан, пока среди рычания не произнесена была фраза «факелы затмила она»… Стоп. Так вот ты какой, юный Монтекки!.. И, кстати, дальнейшее бесконечное кружение - не в Ариэля ли оборотился герой? Или это Плутишка Робин, летящий за цветком любви?

Или - знаменитый монолог Лира - «Дуй, ветер, дуй»… а что там на заднем плане? Не уличная ли потасовка в Вероне?

Есть в спектакле моменты, которые узнаются сразу (если знать тексты) и сделанные эффектно. Например, то, что говорит Отелло о супруге - «она могла бы лежать рядом с императором», эхо превращает в «пусть она пропадет, пусть сгинет, повесить ее».

Лучшая, пожалуй, сцена - когда Гертруда в огромных муках рожает сыновей. Прекрасных. И мёртвых. Но потом, после ее «я пить хочу» они уносят ее - тоже мертвую, но счастливую, на руках.

Были сцены довольно забавные. Например, когда тихоня-девственница Офелия якобы собирает цветочки, а на самом деле оглаживает мужские гульфики. И получается, что у одного ТАМ - ромашка, у другого - водосбор, у третьего - лютик… фиалок не нашлось ни у кого: они были ТАМ у ее папы Полония.

Есть в этом спектакле одно, что не вызвало отвращения, ибо сделано очень красиво… но удивление вызвало однозначно.
Мы же понимаем: актер через себя выносит на сцену режиссера, демонстрируя, что тому мило и близко. Это и будет играться.

Евгений Кулагин проповедует красоту смерти.
Вроде бы всё нормально: Шекспир часто громоздил на сцене горы трупов.
Но у Кулагина на сцене мёртвые тела, с которыми он (а через него актеры) обращаются, как дети в любимыми игрушками.
Трупы здесь очень красивы. Иногда они, оставаясь мертвецами, очень эффектно двигаются сами.
Но чаще с ними как бы играют: неживую руку красиво поднимут - а потом она безвольно упадет. Поправят свесившуюся бессильно голову, красиво ее уложат, убрав с лица волосы. Кто-то, управляя мертвецом, как марионеткой, сам задушит себя его неживой рукой, а потом еще проткнет свою грудь шпагой, задержавшейся в окостеневших пальцах. Трупы будут перекатывать, носить на руках, подбрасывать, укладывать и усаживать. И каждый раз это будет сногсшибательно красиво… но всё-таки, согласитесь, странно.

И финал такой же: всех поставят и усадят так, чтобы мертвецы, сплетаясь телами, поддерживали друг друга… этакий памятник всем шекспировским героям…

Оживит их, правда, занавес - то ли это просто театральное полотнище, то ли текущее время, которое накроет шекспировских героев золотом памяти.

Гоголь-Центр, театр, видеозапись, спектакль

Previous post Next post
Up